Решение Европейского совета о продлении санкций против России вступило в силу. Как это было уже не раз, главный вопрос, который возникает после очередного продления - а не будет ли оно последним? Этим вопросом задавались и год назад, и летом, когда вновь возникла необходимость продления санкций. И каждый раз утверждали, что европейцы дрогнут, что экономические интересы будут выше политических. И каждый раз санкции продлевались - несмотря на очевидные усилия российской дипломатии и пропаганды.
Что произойдёт ещё через полгода? Ведь в мире возникнет совершенно новая политическая ситуация. В феврале 2017 завершится переходный период в Соединённых Штатах и может измениться сама атмосфера российско-американского диалога. Ещё одно важное обстоятельство - президентские выборы во Франции. Их возможный победитель Франсуа Фийон известен своим негативным отношением к санкционной политике. Выстоит ли коалиция Берлина и Парижа?
Посыпать голову пеплом я бы не спешил. Во-первых, мы не можем прогнозировать, как на самом деле будут развиваться отношения США и России. Учитывая особенности психологии Дональда Трампа и его весьма поверхностные представления о политических процессах, нельзя исключать, что к лету Вашингтон и Москва будут находиться в состоянии такой жёсткой конфронтации, по сравнению с которой нынешние отношения могут показаться идеальными.
Во-вторых - учитывая экономическую ситуацию во Франции - Париж ещё несколько ближайших лет будет прислушиваться к Берлину, а не наоборот.
И в-третьих, для отмены санкций все равно нужно иметь повод.
Аморальность многих западных политиков не требует дополнительных комментариев. То, что к этим беспринципным лоббистам прибавится ещё какое-то количество "доброжелателей" Путина, связанных с Кремлём политическими взглядами или коррупционными интересами, не многое изменит. Потому что - такова уж логика западных политических процессов - всем этим людям захочется сохранить лицо.
И они будут ждать от Москвы хотя бы каких-то возможностей для такого сохранения. Например, допуска наблюдателей ОБСЕ, прекращения военных действий, освобождения заложников. Путин должен будет делать хотя бы что-то, что позволит западным коллаборационистам заявить, что теперь кровавый кремлевский правитель - хороший парень, с которым можно иметь дело.
Но именно этого он делать и не будет. С российской точки зрения европейские политики должны просто согласиться с тем, что в Украине - гражданский конфликт, Минские соглашения не исполняет Киев и наказывать нужно нас, а не Москву. И на основании этого вывода нужно просто отменить санкции, тем более что они вредят самому Западу.
Именно поэтому мы должны понять одну простую вещь: санкции они отменить, конечно, могут. Но лицо им сохранить не удастся.