Низкие цены действуют значительно эффективнее, чем заявления любых организаций, таких как, например, МВФ.
По мнению экспертов Атлантического совета США, фискальное давление заставляет "руководство королевства модернизировать экономику".
В 2015 г. дефицит бюджета Саудовской Аравии составил около $98 млрд, и эта цифра лишь незначительно снизится в этом году, примерно до $87 млрд. При этом реальный общий дефицит может достигать $120 млрд, так как в официальные данные не включаются расходы на войну в Йемене.
Именно финансовые ограничения вынуждают Эр-Рияд на изменения. Во-первых, правительство рассматривает возможность введения новых налогов, включая 5%-й налог на добавленную стоимость. Эта мера может показаться заурядной, но не для Саудовской Аравии, где НДС может стать первым налогом, уплачиваемым в стране.
Если говорить более конкретно, то НДС является наглядной иллюстрацией того, куда движется Саудовская Аравия. Сейчас королевство начинает реформировать свою экономику, увеличивая ее эффективность и снижая зависимость от продажи нефти. Единственная возможность сократить такую зависимость – полагаться на увеличение налогов.
Долгое время королевство вообще не видело необходимости в создании большинства экономических институтов, так как доход от продажи энергоносителей позволял игнорировать это. Подобные государства часто страдают от сильнейшей неэффективности, коррупции и отсутствия реакции на потребности населения, так как правительству просто не нужно население для получения дохода.
Несмотря на привлекательность такого актива, прозрачность, а вернее ее отсутствие, остается главной проблемой.
Aramco регулярно публикует операционные данные, детальные производственные показатели и т. д., но практически ничего не сообщает о своих финансах.
"Наиболее вероятным объяснением отсутствия финансовой прозрачности Saudi Aramco является желания скрыть, сколько денег направляется королевской семье", - считают в Атлантическом совете.
Учитывая приватизацию и публикацию данных, которые раньше мало кто видел, правительство королевства, видимо, все же признало необходимость изменения связей с общественностью.
Конечно, королевская семья вряд ли откажется от нефтяных доходов, но, вероятно, она вряд ли теперь будет получать доступ к нефтяным фондам так же легко, как раньше.
Очевидно, что снижение цен на нефть никак не радует правительство Саудовской Аравии. Хотя сейчас объем резервов составляет $616 млрд, что достаточно для финансирования дефицита в течение многих лет, эти резервы сгорают очень быстро. Еще в 2014 г. их размер оценивался в $746 млрд.
Кроме того, еще одной главной заботой правительства является социальная стабильность. Необходимость введения новых мер жесткой экономии, сокращение субсидий, повышение налоговой нагрузки – все это означает новые риски, в том числе в социальной сфере.
И любая нестабильность в стране, которая обеспечивает 10% мирового объема добычи нефти, будет ощущаться по всему земному шару.
Тем не менее эти реформы давно назрели, и без них все может быть значительно хуже. В последние годы Саудовская Аравия смогла создать более диверсифицированную индустриальную экономику: удалось наладить производство химикатов, удобрений, алюминия, цемента и других промышленных товаров.
Но эта диверсификация была ограниченной. Одной из причин было освобождение производства от налогов, так что у Эр-Рияда насчитывалось мало стимулов, для того чтобы содействовать росту сектора.
Хотя в результате экономика Саудовской Аравии может превратиться в нечто, напоминающее современные экономики, к которым мы привыкли, гарантировать реализацию реформ не может никто.
Если окажется, что цены на нефть растут, необходимость в реформах и модернизации отпадет сама по себе.