Чуть больше года хватило Зеленскому, чтобы растратить кредит доверия, выданный ему добрыми избирателями. Полтора года назад Украина переписала свою политическую хату на клопа. Он распустил Раду, создал свою партию и выиграл парламентские выборы так же убедительно, как и президентские. Сила бренда была настолько могучей, что вчистую была выиграна мажоритарка – последнее прибежище гречкосеев – мультимиллионеров, выигрывающих округа при любой власти. Год прошел как сон пустой – и картина ровно обратная. Судя по социологии, «Слуга народа» всухую проигрывает мэрские выборы в областных центрах, и почти наверняка – все кампании в горсоветы.
Основные причины – полная бездарность центральной власти, ошибки в коммуникации с мэрами и успешная реформа децентрализации. Проведи власть местные выборы прошлой осенью, как советовал ушлый Богдан – была бы другая картина. Может (и скорее всего – наверняка), еще хуже для страны, но другая. Однако не решились, потом начался коронавирус, локдаун при 200 больных в сутки, падение экономики и доходов населения, метания, перекрывания границ и первые бодания с мэрами. Зеленский проиграл, когда обещал передать привет от СБУ мэру Черкасс, но СБУ привета так и не передала. Хотя Бондаренко тогда припомнил Зеленскому корпоративы во время Майдана и еще тогда, весной, заявил, что на местных выборах политсиле президента ловить в Черкассах нечего.
За Бондаренко последовали демарши от мэров других областных центров. В Киеве поняли, что у них нет ни сил, ни умения натянуть вожжи, и отпустили их. И отдали мэрам инициативу. Мол, рулите, посмотрим, как у вас получится. Это была ошибка, как минимум, технологическая. Потому что у мэров не то чтобы получилось, но на фоне того, что творила центральная власть, действия мэров имели какую-то понятную последовательность и были подчинены какой-то понятной логике. Мэры, в свою очередь, отлично прочувствовали ситуацию и выстроили коммуникацию с горожанами в формате «мы и они». Они – это безумный Киев, который хочет закрыть бизнес, не пускать нас на заработки, не останавливать поезда у нас на вокзале, забрать наши налоги, и вообще ограбить нас. И мы – население города и мэр, который рядом и видит все проблемы, и защищает нас от безумного Киева. Мэры приватизировали прибыли ситуации и предоставили Зеленскому национализировать ее убытки.
Многократно усиливал этот формат тот факт, что в глазах граждан все мэры вдруг резко стали выглядеть великими хозяйственниками. Вдруг начали реализовываться какие-то муниципальные проекты и возникать доплаты бюджетникам. И это тоже контраст – основная зарплата мизерная, а мэр доплачивает, хотя не должен. Как тут за него не проголосовать? А ларчик хозяйственности открывался просто – это был результат децентрализации, запущенной при Гройсмане и Порошенко, когда в бюджетах городов стали оставаться налоги. Просто денег стало больше в регионах. Но какой процент избирателей это знает и понимает? Хорошо, если 10%.
Вот и выходят такие результаты местных выборов, когда почти в каждом областном центре побеждает мэрский проект. Апгрейд ленинской формулы: власть мэров равно несостоятельность Зеленского плюс децентрализация всей страны. Но возникает вопрос – что будет после выборов?
После этих выборов мэры еще больше усилятся. Они получат роль мажоритарных партнёров в коалициях в горсоветах. И получат мандат легитимности от избирателей, который многие будут рассматривать как ярлык на удельное княжение. Как говорил знаток рейдерских схем и региональной политики Корбан, Украина – страна хуторов. Имея в виду, что каждая область – это монастырь со своим уставом. Думается, что после этих выборов эта картина только усугубится.
И тогда возникает следующий вопрос – а не захочет ли Россия воспользоваться усугублением этой обособленности? Так, как она пыталась это делать в 2014 году, только сейчас – в более мягком, по крайней мере в начале, варианте? А почему бы и нет?
Пофантазируем. Ожидания от победителей будут больше, чем сейчас. То, что мэры делали в форсажном режиме в расчёте на переизбрание, будет минимумом ожиданий от них. Смогут ли и захотят ли они давать этот минимум с учетом того, что в местные советы мэры ведут крокодильи рты своих кошельков и смотрящих. Которые идут в местные советы с тремя целями: кушать, кушать и кушать. Это мурены, в животы которых легко помещаются все ресурсы муниципального бюджетного океана. Взять того же Кличко, который, как девочка на шаре крутится между двумя богатырями - Комарницким и Столаром. Что – прекратится беспредел строительной мафии после его переизбрания? Только усилится. А люди, когда выбирают – ждут чуда.
А на мэров при этом еще ложится бремя коммунальных тарифов. Это, кстати, очень удачный ход центральной власти. Вы (ну и мы тоже, но раньше) орали про грабительские тарифы? Вот вам полномочия, теперь за тарифы отвечаете вы. И когда народ осознает, что цифры в платежке – это не Зеленский, а в первую очередь мэр – тогда последнему будет несладко.
Или возьмем промышленные регионы Юго-Востока. Побеждают тут силы либо явно, либо латентно симпатизирующие пророссийской повестке, либо в лучшем случае – нейтральные и «готовые к сотрудничеству». Депрессивные предприятия, отсутствие заказов, безработица. Тут на сцене появляется коалиционный партнёр – ОПЗЖ. Допустим, Медведчук опять едет к Путину и просит снять санкции с каких-то местных заводов. Ну а что, дополнительные очки мэру – решил вопрос через партнерскую парламентскую партию. Ведь мэру крайне важно представительство на всеукраинском уровне, это защищает права его княжения, и ОПЗЖ дает ему эту опцию. А взамен на местном уровне потихоньку начинает прокачиваться повестка восстановления производственных связей с Россией и взаимовыгодного сотрудничества. Дальше – языковую тему можно поднять. Потом к любимому коньку – федерализации регионов и местным референдумам можно вернуться.
Тут же на Юго-Востоке Шарий, который не триумфально, но все-таки проходит в ряд местных советов. Шарий – это чистая точка вброса российских технологий и провокаций, ОПЗЖ ультрас. Процент невысокий, депутатов будет немного, но мал клоп, да вонюч, и регионы как раз правильные – Одесса, Запорожье, Николаев, фантомные новороссийские боли Путина.
Это с одной стороны. А с другой – «За майбутнє» Коломойского. Которые в Луцке, Ивано-Франковске, Черкассах и Херсоне имеют очень серьезные, а точнее определяющие позиции. Что там у нас требовал Палица, читай, Коломойский? Парламентскую республику с двухпалатным парламентом, верхняя палата которого – это представители регионов, без которых нельзя принять ни одного важного решения. Если допустить реализацию некоего коллективного договора по ее созданию, то центр растворяется, и возникает совет упомянутых Корбаном хуторов, у каждого из которых свои интересы и хозяева. Коломойский сегодня – это резко антизападный вектор, прямое сотрудничество с Медведчуком и российскими спецслужбами, как минимум, через их агента Деркача. Для Коломойского вариант раздробленной, парализованной, раздерибаненной между кланами Украины – это сценарий его спасения от американского правосудия.
Мэрам подобные игры на грани фола могут быть интересны сугубо с точки зрения рейтинга, но вряд ли искомого Медведчуком или Коломойским результата. Потому что у них перед глазами пример регионов, где такие игры были доведены до логического конца – ОРДЛО. Хочет ли кто-либо из мэров такого результата? Вряд ли. Сугубо из шкурных соображений. Лучше быть большой лягушкой в маленьком пруду, чем наоборот, и не факт, что вообще быть. Им хочется спокойно сидеть на городских темах, а не играть в чужую имперскую геополитику. Кернес, договаривающийся с любой властью – живой пример. И поэтому даже в нынешней ситуации плохо верится в то, что кто-либо из мэров будет пробовать себя в роли явного политического сателлита и идеологического проводника пророссийских сил. Особенно в нынешней ситуации. Но в том-то и прелесть замечательного режима Зеленского, что при нем того, что будет завтра – не знает никто. И меньше всего – сам Зеленский.