Когда-то я услышал эти слова и в свой адрес: " С вашими воспоминаниями о прежних, золотых временах вы похожи на отставленных патрициев в захваченном варварами Риме".
(Это было в начале 2000-х, когда в рейдерски отжатой Медведчуком и Суркисом газете мы, те, кто стоял у ее колыбели, предавались воспоминаниям о том. как нас все когда-то уважали...)
Это были обидные слова, но справедливые. Потому, что надо всегда чувствовать, когда уходит прежняя эпоха и приходит новая - эпоха варваров, которым ничего не стоит потоптаться по былому величию Рима.
Вожди уходящей власти, призванной когда-то Майданом, ведут себя сегодня так же как отставленные римские патриции.
Скрупулезно перечисляют свои заслуги перед народом Рима. С ужасом глядят, как бесценные святыни их храмов циничные пришельцы переплавляют в банальные слитки золота. Как сохраненный в памяти их, патрициев, багатейший опыт управления римской цивилизацией оказался варварам на фиг не нужным и умрет вместе с последними аристократами Вечного Города...
В их призывах к народу сквозит высокая скорбь и обида на неблагодарный, дебильный народ, который не понял и не оценил. В их речах саднит предчувствие близкого Конца Света под названием Реванш. И они пытаются убедить всех, что его не допустят...
Но их стоны народ уже не слышит, он прислушивается к шагам враваров.
А что варвары? Молодые и жестокие, они в свое время были злом лишь для загнивающей Римской империей.
А с точки зрения Истории их приход был добром. Потому что именно они, тогда еще варвары, на руинах Рима построили современную Европу. Долго правда строили, пришлось пройти и через Темные времена, но ведь построили...
Рим погиб не из-за варваров. Он загнивал 500 лет, и был разъеден изнутри коррупцией и тщеславием - когда преторианцы ставили на императорский престол любого, кто даст больше денег, а национальный продукт создавали и бессловесные рабы.
Рим пал от праздности, сытости и лени, от привычки жить на всем готовом...
В одном из своих романов Умберто Эко пишет как один из варварских вождей (условный Атилла) взял Рим в осаду и выставил его гражданам ультиматум. А те в ответ огласили ему свои условия: они готовы сдать Рим, если варвары не тронут их главные устои - привилегии патрициям, гладиаторские бои и бесплатный хлеб плебеям.
И условный Атилла был в шоке...
Современные патриции Майдана должны бы давно понять, что не они со своим величием нужны плебсу, а бесплатный хлеб и зрелища. И если новоприбывшие гунны,готы, франки или кто там еще пообещают их, то не такие уж они и звери. И какая, право, разница, на каком языке говорят и в какие тоги рядятся новые патриции...
Двадцатипятипроцентникам пора перестать лить слезы об ушедшей золотой эпохе, искать предателей и давать отеческие советы молодым и агрессивным завоевателям. Советы побежденных обычно ничего не стоят.
Нам всем - и бывшим и нынешним - надо видеть в том, что происходит, неумолимую и неотвратимую поступь истории.
Когда прошлое доживает свои последние дни и никогда больше не вернется, а будущее ( как и всякое будущее, по словам Ницше), неопределенно и малообещающе.
Но пора уже ( и чем раньше тем лучше) снимать с облысевших голов лавровые венки и - или уходить в средневековую неизвестность, или браться за плуг или мастерок и пытаться строить всем вместе Рим нового времени.
Каков будет этот новый город - известно одному Богу.
Одно неоспоримо - он останется Вечным Городом.