"ПДД" - Юрий Христензен

"ПДД" - Юрий Христензен

Когда в СССР вводили правила дорожного движения, на Западе они давно уже существовали. Поэтому партия и правительство не стали ничего выдумывать, а заимствовали то, что было придумано до них. И правильно сделали, потому что в советской идеологии ПДД звучали бы примерно так - "Советский водитель должен уступать старшим, а 1 мая советский пешеход обязан переходить дорогу на сакральный для всех коммунистов красный свет!"

У буржуев с идеологией было плохо, поэтому они придумывали правила, исходя из удобства и безопасности. И эти правила как-то прижились в СССР. В них все было рационально, они исключали двоякое толкование и предусматривали необходимый набор негативных стимулов. О последнем хотелось бы поговорить подробнее, потому штрафы - это наше все. Мы искренне полагаем, что главное ввести штрафы, и правила заработают. Чем штрафнее, тем лучше.

Мы часто забываем о таких вещах, как удобство и безопасность. Что с ними правила могут работать и без штрафов, а без них никакие штрафы не помогут. Приведу один пример. В 2014 году на одесских дорогах не было автоинспекции от слова совсем. При этом небо не упало на землю, и люди продолжали ездить. Если кто-то грубо нарушал, ему сигналили, но могли догнать и настучать по кумполу. Потому что он своим поведением мешал всем остальным.

Приведу другой пример. За последние годы у нас создали кучу антикоррупционных органов. При этом коррупция осталась, но увеличилась коррупционная наценка. Потому что у нас невозможно работать, не нарушив какую-нибудь инструкцию еще со времен ВЦСПС. А когда все вынуждены нарушать, правила перестают работать. Если на дороге ямы, кто-то начнет ездить по встречке, а кто-то брать деньги, чтобы этого не замечать. И отрубание рук здесь не поможет.

Юрий Христензен