Пенсии? Надейтесь на себя. Как накопить на безбедную старость

Пенсии? Надейтесь на себя. Как накопить на безбедную старость

Тем, кому сейчас по 30-45 лет, на государственные пенсии рассчитывать бессмысленно. Что делать? Думать о себе самим. Тех, кто старше и младше этого интервала, – тоже это касается. Начинаем считать и планировать.

Внезапно пенсионные проблемы, расчеты и перспективы зацепили тех, кому до пенсии еще 20-30 лет работать и делать бизнес в свое удовольствие. Вот эта минимальная зарплата 3200 гривен – это привет от украинской пенсионной системы. И высокие налоги на фонд оплаты труда – оттуда же. А в последнюю среду января Кабмин утвердил смету Пенсионного фонда (ПФУ), в котором половина поступлений – прямые госбюджетные субсидии. В общем – то, что давно просилось на волю, на волю и вырвалось: пенсий однозначно не хватает на всех. А высоких пенсий – тем более.

В правительстве стыдливо шепчут, что из дефицита более чем 140 млрд гривен около половины – это так называемые государственные пенсии. То есть пенсии чиновникам – госслужащим разного рода, включая силовиков, судей, депутатов, етс. Но все равно на треть пенсии тем, кто работал в частном секторе или не имеет статус бывшего госслужащего, уже на треть обеспечивается госбюджетом.
В общем, дело идет к тому, что получать пенсии из ПФУ окажется крайне малоинтересным занятием – мало того, что такие пенсии будут начинать выплачивать сильно после 60 лет, так еще и размер их будет оскорбительно мал в сравнении со стоимостью жизни.

Что «съест» наши пенсии

Нынешняя пенсионная система называется солидарной — потому что сегодняшние налогоплательщики скидываются на пенсии тем, кто был налогоплательщиком чуть раньше, а теперь перестал работать в связи с выходом на пенсию. К солидарной собираются добавить второй уровень – обязательную накопительную часть. То есть с фонда оплаты труда будут удерживать начисления, существенная часть которых будет отправляться не в общий котел и выплату нынешним пенсионерам, а на некие «индивидуальные накопительные счета». Только никто не ответит сейчас на вопрос – а за счет чего, за счет каких инвестиций эти «накопительные счета» будут приносить прибыль тем, на которого они индивидуально записаны.
Деньги должны работать – просто держать на текущем счету в банке их нельзя. Во что можно вкладывать в Украине? Банки? Может быть. Допустим. Акции украинских компаний? Несерьезно. В Украине нет ликвидного фондового рынка – у крупнейших компаний в свободном обращении находится буквально по нескольку процентов уставного фонда. Облигации? Безопаснее вкладывать деньги в банковские депозиты. Ну масштабы тоже надо учесть – на накопительных счетах соберутся не десятки миллиардов, а триллионы гривен. Куда их вложит с прибылью, но чтобы не сорвать финансовую систему в штопор?
Есть палочка-выручалочка – ипотечные ценные бумаги. То есть сегодняшние пенсионные взносы будут использоваться для финансирования жилищного строительства. А построенные объекты можно будет либо продавать в кредит на длинные сроки, либо сдавать в аренду. Вот только на рынке недвижимости случаются не только взлеты, но и обвалы. Достаточно вспомнить ипотечный кризис 2007-2009 годов.
Вклады в банках нравятся? А что если девальвация? Она ведь не только под водительством Гонтаревой может случиться. Посмотрим на соседей. В Польше курс злотого упал с 2014 по 2017 год с примерно 3 до 4 польских злотых за доллар. То есть на 33% за три года. Это значит, что все заработанное польскими инвестиционными фондами за последние 3 года ушло в минус – из-за девальвации.
В Турции лира упала за последние 4 года с 1,78 лир/доллар до 3,68 лир/доллар – то есть вдвое с лишним раз. Понятно, что за такой доходностью инвестиционные угнаться не могут, если они вкладываются в местные активы, номинированные в национальной валюте.
Украина за 20 лет существования гривны получила девальвацию примерно в 14 раз и рост потребительских цен в 16 раз. Понятно, что при таких темпах обесценивания национальной валюты сохранность пенсионных инвестиций обеспечить невозможно.
К сожалению, пока нет никаких признаков того, что ситуация изменится к лучшему. Что делать? Создавать свой собственный пенсионный план. Личный, не зависящий от государства. Это решение, увы, означает, что придется платить по два взноса в пенсионный фонд – один взнос в ПФУ, второй – в свой собственный, не зависящий от государства. Вряд ли в такой ситуации найдутся злые слова для осуждения тех, кто убегает от налогов. Трудно их упрекнуть – они не надеются на государственную пенсию, оттого у них и нет мотивов аккуратно уплачивать налоги.

Посчитаем свое

Представим, что Некто зарабатывает 12 тысяч гривен в месяц «чистыми в конверте» и откладывает 1/6 этих денег в свой личный пенсионный фонд. На сегодня это составляет грубо 80 долларов по текущему курсу. При доходности в среднем 5% годовых в конце 20-летнего срока сложится сумма около 41 тыс долларов, что обеспечит инвестору ежемесячный доход около 160 долларов при тех же 5% годовых. Вот такое волшебство сложного процента. 5% годовых – это довольно много, но вполне достижимо на длинном интервале.
Итого – если осторожно, но грамотно инвестировать по 80 долларов в месяц в течение 20 лет, можно получить личную пенсию, которая будет превосходить примерно вдвое то, что сейчас платит государство обычным пенсионерам. Инвестировать в гривневые активы (вклады, акции, т.п.) при нынешнем качестве госуправления является очень рискованным занятием. Это, банально, не позволит сохранить свое.
Хотите иметь доходы после выхода не пенсию выше? Инвестируйте больше. Или инвестируйте в собственный бизнес. Если добавить немного удачи и много внимания к деталям, то в течение тех 20 лет вполне можно удачно купить недвижимость для сдачи в аренду. Или начать небольшой, но толковый бизнес – чужими руками, например, выступив в роли внешнего инвестора.
Есть ли смысл вкладывать деньги в банки? Да, в валюте – если мы говорим о долгосрочной перспективе. Стоп, скажут внимательные читатели. А как же «девальвация в 14 раз, а инфляция в 16 раз»? Иными словами – как быть с тем, что за прошедшие 20 лет в Украине валюта потеряла в покупательной способности.
Ну, что могу сказать. Это правда. Но эта потеря состоялась в 90-х. Это произошло после того периода, когда семья могла жить в столице за 100 долларов в месяц, а однокомнатную квартиру в спальном районе рядом с метро можно было купить за 10 тыс долларов. Те времена ушли. Экономика стала куда более открытой. Рост цен тянет за собой последующую девальвацию. И наоборот – в результате девальвации так или иначе подтягиваются цены. Запаздывания-обгоны имеют место, но они имеют ситуативный характер, на длинных периодах(от 5 лет) происходит выравнивание. В слабой экономике и при коррумпированной системе госуправления инвестиции в «твердовалютные» активы имеют преимущества.
А что кроме валюты в банке? Ведь процент по валютным вкладам постепенно снижается. Недвижимость в хорошем месте, пригодная к сдаче в выгодную аренду. Аккуратный и компактный бизнес на первоочередных потребностях людей, прежде всего – услуги, чтобы избежать глобальной конкуренции. И да, инвестиции в образование детей – если и не помогут в старости, то хотя бы вовремя станут материально самодостаточными, освободив родителям ресурсы для личного инвестирования.
Свой личный пенсионный план может быть похож на бутерброд с маслом и икрой. База – с нее надо начинать – вклады в хороших банках в пределах гарантируемых сумм(хлеб). После накопления суммы, достаточной для покупки доходной недвижимости – приобретение ее (сливочное масло) и продолжение накапливания валюты на банковских вкладах. После приобретения первой недвижимости и накопления достаточной суммы для запуска небольшого и надежного собственного бизнеса – старт своего дела или инвестирование в чужой бизнес под безусловные гарантии  – и это будет слоем икры на вершине бутерброда.
Чем в более позднем возрасте начинаем строить свой инвестиционный бутерброд, тем, увы, жестче придется ограничивать свои аппетиты к риску, там консервативнее придется быть с инвестициями. Вывод? Начинать нужно как можно раньше.

А что может предложить государство?

Одна шестая дохода на свой пенсионный план – эта цифра мной названа неспроста. Единый социальный взнос, из которого формируется три четверти пенсий для обычных людей – 22% на фонд оплаты труда. То есть по факту та же 1/6. Сколько сейчас получают пенсионеры – мы в курсе. Но этих 22% государству не хватает даже для выплат нынешних мизерных пенсий, оно перехватывает на покрытие дефицита из других наших налогов. Собственно, это все, что нужно знать об эффективности украинской пенсионной системы. И не так уж важны детали – виновны ли в перекосе отъезд молодежи на заработки за кордон или банальное разворовывание ресурсов Пенсионного фонда. Система сейчас неработоспособна. Спасать себя нужно самим.