В 1984 г. на экраны вышел музыкальный фильм-сказка «Пеппи Длинныйчулок», который стал одним из самых любимых для многих поколений детей. Юной актрисе Светлане Ступак, исполнившей главную роль, он принес всесоюзную популярность, но вскоре после своего триумфа она пропала с экранов. Какие курьезы происходили во время съемок, и чем сейчас занимается актриса, для которой роль Пеппи стала единственной звездной ролью.
Книга культовой шведской детской писательницы Астрид Линдгрен появилась на свет в 1945 г. благодаря ее дочери – когда Карин заболела воспалением легких, мать, чтобы как-то ее отвлечь и облегчить ее состояние, рассказывала ей истории о девочке Пиппи – такое имя придумала Карин. В русском переводе это имя переиначили, чтобы оно не звучало двусмысленно, и у нас эту героиню знают как Пеппи. Позже писательница признавалась, что наделила героиню многими чертами своего характера – в детстве она сама была такой же непоседливой и энергичной выдумщицей.
Советский фильм «Пеппи Длинныйчулок», снятый режиссером Маргаритой Микаэлян в 1984 г., был второй экранизацией книги Астрид Линдрген. Первая была создана еще в 1968 г. в Швеции, и за рубежом ее считают классической – образ, созданный Ингер Нильссон, был близок к книжной Пеппи, а сюжет почти не расходился с оригиналом. Однако в СССР этот фильм не нашел признания среди зрителей.
Советская версия была снята, скорее, по мотивам произведений Линдгрен – в сценарии было много отступлений от оригинального сюжета, а образ главной героини заметно отличался от своего литературного прототипа – девочка была блондинкой, а не рыжеволосой, к тому же выглядела старше книжной Пеппи. Именно по этим причинам кандидатуру Светланы Ступак вначале и забраковали – в свои 13 лет она никак не подходила на роль 9-летней озорницы. Но когда на пробах ее попросили вообразить себя дочерью вождя негритянского племени и вести себя раскованно, вдруг оказалось, что, несмотря на различия во внешнем облике, у нее есть самое главное – та неукротимая энергия, задор и озорство, которыми должна обладать настоящая Пеппи. Так Светлана получила свою первую роль в кино.
В ее пользу послужил и тот факт, что с детства она занималась акробатикой, мечтая выступать в цирке, и могла выполнять сложные трюки без дублера. В цирковое училище ее не приняли из-за искривления позвоночника, а вот в цирковую студию при Доме культуры в Москве приняли. Там ее и заметила ассистент режиссера. Позже Светлана Ступак вспоминала: «Для меня эта роль была детской игрой. Я не задумывалась, что снимаюсь в кино и эта роль проживет десятилетия. Мне просто нравились костюмы, лошадки, возможность полазать по препятствиям, повисеть на канате. Знаете, для родителей я что в детстве, что позже была большой проблемой из-за моей гиперактивности». Вскоре это стало проблемой не только ее родителей, но и всей съемочной группы – она была такой же неукротимой и неуправляемой, как ее героиня, что доставило режиссеру немало хлопот. Однажды съемку пришлось отменить из-за того, что девочка, никого не предупредив, отправилась в заброшенный фруктовый сад собирать яблоки и вернулась оттуда через несколько часов с расцарапанными коленями и растрепанными волосами. В другой раз она явилась с опухшим носом, так как накануне подралась во дворе с мальчишками.
Курьезы случались не только со взбалмошной главной героиней, но и с другими актерами. Михаил Боярский сыграл отца Пеппи. По сюжету, он и герой Льва Дурова должны были бросаться в море, чтобы спасти от гибели главную героиню. А съемки проходили поздней осенью в Таллине. Боярский рассказывал: «И все как-то мучительно долго тянулось: то осветители неправильно свет ставили, то оператор не мог выбрать кадр съемки. Эти минуты ожидания казались вечностью. Затем пошел дождь, мы на берегу уже стали замерзать. И Дуров заявил съемочной группе: «Через три минуты мы идем в воду. Если вы не успеете нас заснять — ваши проблемы». Что там началось! Просто паника. Дуров мне крикнул: «Мишка, пошли!» И мы с диким криком «Ура!» кинулись в воду. Ощущение – как будто кипяток обжигает: настолько вода была холодной. Еле догребли до Пеппи – и мигом обратно. На берегу режиссер Маргарита Микаэлян встретила нас оглушительным криком: мол, мы убили ей картину – плыли неестественно, спасали некрасиво! Да как объяснишь, что в такую холодрыгу по-другому и быть не могло! После этой сцены всем принесли водки. Но мне досталось только, чтобы сверху ею натереться».
Немало проблем режиссеру доставил и юный Федор Стуков, известный по роли Тома Сойера.
На этот раз ему досталась роль Томми, но незадолго до начала съемок он во время игры в футбол с мальчишками во дворе упал и сломал руку. Позже актер рассказывал: «Снимался я в гипсе по плечо, приходилось прикрывать курточкой, чтобы в кадре не было видно. По сюжету надо было петь и танцевать. Боль адская! Тогда я впервые и задумался: может быть, выбрать «более сидячую» профессию? И в итоге стал режиссером». После этого в его кинокарьере действительно была долгая пауза, во время которой Федор Стуков окончил Щукинское училище, стал телеведущим и режиссером сериалов и реалити-шоу. В начале 2000-х он вновь появился на экранах в нескольких фильмах.
А вот Светлана Ступак, исполнившая роль Пеппи, вскоре навсегда пропала с экранов.
В 1984-1985 гг. она снялась еще в двух фильмах, и на этом ее кинокарьера завершилась. В эпоху перестройки начали снимать совсем другое кино, и те роли, которые ей предлагали, ее не устраивали – девушка не хотела играть жен бандитов и проституток. Ей довелось сменить несколько профессий – она работала менеджером ресторана, официанткой, секретарем и продавцом. Сейчас Светлана живет в Москве с дочерью Лизой и ведет непубличный образ жизни. Интересно то, что Ингер Нильссон, сыгравшая Пеппи в шведском фильме, тоже впоследствии не продолжила актерскую карьеру и стала секретарем.