После достаточно изящного вербального издевательства от Токаева Москву опять унизили. Территория Кенигсберга, исторически никак не связанная с Россией и даже не имеющая с оной территориальной границы, оказалась под "европейской блокадой".
Литва перекрыла пути для провоза санкционных товаров в Кенигсберг, из-за чего и вчера, и сегодня официальные представители Кремля начали громко кричать, рассыпая угрозами.
Причем угрозы моментально превратились в какие-то маниакальные "ЛЮБЫЕ методы" (капсом это выделяли сами кремлевские силы).
Ну что ж. Давайте разберемся с теми инструментами влияния, которые есть у Москвы.
1) Дипломатия.
Отношения между Литвой и РФ разорваны - дипломатических сношений нет; обстановка напряжённая. В данном контексте Москва может позволить себе лишь некоторые символичные шаги, которые никоим образом не могут повлиять на законное решение ЕС заблокировать санкционную торговлю.
Прежний договор между Москвой с одной стороны и ЕС+Литва с другой не нарушается, поскольку Литва, позволяя провозить санкционку по своей территории, подпадает под "двойные санкции", при этом не имея никакого бонуса от такой сделки - она и так принимает постоянные неадекватные нападки Кремля.
Так что на этом уровне у Москвы целых 0 вариантов лоббирования деблокады территории Кенигсберга.
2) Экономика.
Основа зависимости от РФ - это энергоресурсы, однако напряжённые отношения с Литвой позволили последней диверсифицировать поставки энергоносителей, а Москва уже успела "перекрыть" все возможные "вентили" между Кремлем и Вильнюсом.
Уровень внешней торговли между Москвой и Литвой также находится в упадке, поэтому фактически не существует методов экономического продавливания Литвы по вопросам Кенигсберга. Газ - сжиженный (СПГ); нефть - альтернативные поставщики имеются; общая торговля - недостаточно проблематичный и важный кейс - Литва давно интегрирована на западные рынки, поэтому особого интереса московское направление для Вильнюса не имеет - эта "гордая страна" ведёт экономическую войну с экономическим гигантом - Китаем (по кейсу Тайваня) - без особых трудностей.
Так что и в экономике, и в энергетике у России нет возможностей для шантажа.
3) Война
Официальные представители намеренно напирали на военное урегулирование конфликта в случае продолжения исполнения санкционной политики.
Но тут скорее у Кремля говорил голос бессилия - Литва является членом НАТО, поэтому нападение на неё сразу активизирует всеми известную статью, в соответствии с которой на Россию начнут прилетать ракеты со всех сторон.
Причем Москва значительно отстаёт в неядерном потенциале - она заведомо проиграет войну с военным альянсом.
Вильнюс фактически защищён "военным блоком", а активизация военных действий похоронит не только торговлю с Кенигсбергом, но и всю Россию.
А других вариантов у Москвы не имеется. Перед нами достаточно чувствительная ситуация - Кремль полностью бессилен перед блокировкой Кенигсберга. У него нет ни единого метода (кроме коррупционного, но надеемся, что на данном этапе сработают принципы - ЕС поймал быка за рога, и теперь может пинать Москву в любую удобную сторону) давления на Литву - ни законного, ни незаконного, ни сумасшедшего.
ЕС хотел решить продовольственный вопрос. Есть грубый "зеркальный" вариант - полная блокада Кенигсберга с предложением "признания независимости временно окупированной территории" с планом дальнейшей её передачи на историческую родину.
Но Брюссель на такое не пойдет, зато законно не пропускать санкционные товары сможет без особых рисков.