В Крыму и Севастополе триумфально и запланировано «выиграны» российские президентские выборы, и нынешние власти как с цепи сорвались. Земельные участки у моря раздают тысячами гектаров, отжимают предприятия у крупных собственников и гнобят мелкий бизнес, повышают тарифы и зажимают свободу слова, с общественностью не советуются ни по каким вопросам. С такой ли «родиной» стремились «воссоединиться» крымчане в 2014 году?
В течение месяца после выборов президента соседней России в Крыму – ряд звучных земельных и земельно-заборных скандалов. И не стоит забывать, что скандал проявляется лишь тогда, когда о «спецоперациях» местной власти становится известно средствам массовой информации или общественности.
Сначала о заборах.
Гимн забору
Количество «заградительных сооружений заборного типа» на Южном берегу Крыма растет в геометрической прогрессии. В Ливадии вдоль пляжа «Черноморский» установили решетчатый забор, который снизу еще и закрыли металлическими листами – чтобы отдыхающих туристов не беспокоили бредущие по узкому «тюремному» проходу крымчане.
Количество «заградительных сооружений заборного типа» на Южном берегу Крыма растет в геометрической прогрессии
В Судаке забором огородили единственный детский пляж «Любимый» в бухте Капсель. Здесь забор бетонный, двухметровый – чтобы танки не прорвались. Теперь этот пляж недоступен для общего пользования. К тому же выяснилось, что на месте детского пляжа и акватории будет организована мидийно-устричная ферма. Соответствующее соглашение на 41,2 млн рублей подписано 27 июля 2017 года с ООО «Судак-Аквамир». Площадь рыбоводного участка предприятия составляет 172,7 гектара, площадь земельного участка – 1 гектар. Договор на аренду земли заключен в марте 2018 года. Общественные слушания? О чем вы! Вы же в России оказались, граждане.
Но больше всего поразил крымчан пятиметровый забор вокруг бывшей госдачи Андропова в южнобережном поселке Олива. Он тянется вдоль трассы Севастополь-Ялта на сотни метров, и моря теперь уже совсем не видно. За забором развернулось масштабное строительство. Что строят и для кого – неизвестно.
Заборами теперь ограждены все автовокзалы и автостанции в Крыму – из-за террористической угрозы.
По той же причине возведены заграждения вокруг школ и детских садов. Взрослым гражданам, привыкшим с утра делать зарядку на школьных стадионах и спортплощадках, нынче приходится ждать, пока откроют запертую на ночь калитку.
Для полной радости в аэропорту Симферополя на входе в павильон прилета и получения багажа появился забор типа «Махон», увенчанный спиралью Бруно – это разновидность колючей проволоки, которая обычно применяется для защиты от проникновения на военных объектах, местах лишения свободы и т.п.
Андрей Макаревич в известном «Гимне забору» поет:
Забор всегда непобедим,
Сердца трепещут перед ним,
Он – наша слава и позор
Векам наперекор.
И если хочешь на земле
Оставить память о себе,
Тогда построй еще один забор.
Наверно, именно для «вечной славы» возводят новые заборы на полуострове российские власти.
Как «отгрызть» землю под крупный бизнес или элитное жилье?
В этом вопросе без забора тоже не обойтись. В апреле внимание севастопольцев привлек забор вокруг излюбленного места отдыха – Тороповой дачи – и развернувшееся на данной территории строительство. Без всяких разрешительных документов в лесу прорубают дороги, отсыпают их щебнем, заливают бетоном живописные поляны и строят дамбу через речку. Оказывается, в мае на Тороповой даче пройдет артековский слет, в котором примут участие около 4 тысяч человек.
Как подтвердил СМИ российский директор «Артека» Алексей Каспржак, уже 14 мая сюда заедут 3,5 тысячи детей в сопровождении 500 человек взрослых. Большой артековский слет продлится до 26 мая. Все это время дети будут не просто отдыхать на обустроенных полянах в палатках и питаться на полевой кухне, но и пройдут по пешеходным маршрутам.
На этой же территории запрудили Сухую речку, создав небольшое озеро. Неизвестно, было ли строительство плотины оформлено документально – для подобных гидротехнических сооружений как минимум нужен проект.
Вход для туристов, скорее всего, на огороженную Торопову дачу будет закрыт
А вход для туристов, скорее всего, на огороженную Торопову дачу будет закрыт. Неопределенности ситуации добавляет тот факт, что Роспотребнадзор запретил вывозить школьников в поисковые экспедиции, посчитав проживание в палатках неприемлемым. Для воспитанников «Артека» на Тороповой даче тоже предусмотрены палатки, которые, с учетом мнения Роспотребнадзора, вполне могут превратиться в капитальные дома. К слову, данную территорию взяла в аренду севастопольская фирма «Эллада», чтобы зарабатывать здесь деньги. Беседки у озера уже сдаются в аренду: обычная – 500 руб/день, VIP – 6000 руб/день. До 9 мая все места уже арендованы.
Название этой же конторы засветилось и в другом земельном скандале: группа компаний «Эллада» получила без конкурса 3800 гектаров лесов, заповедников и пляжей за 270 рублей в год. Севприроднадзор в сентябре-ноябре 2017 года без конкурса заключил с ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», связанным с группой компаний «Эллада», 10 договоров аренды лесных участков: в урочищах Алсу, Сухая речка, Сухой ручей и Аязьма, на Тороповой даче и возле горы Гасфорта. Лесные участки общей площадью 3800 гектаров простираются от мыса Айя до сел Гончарное и Резервное, и далее – почти до Бочки смерти в Балаклаве, захватывая весь берег моря, от Золотого пляжа до Затерянного мира. Попал в их число и незаконно построенный при Украине охотничий вольер в заказнике «Мыс Айя» площадью около 600 гектаров. За огромный по местным меркам участок – 10% от общей площади городских лесов – «Орлиновское охотничье хозяйство» будет платить 270 рублей в год в течение 20 лет, до 2037 года.
На данных площадях коммерсанты планируют организовывать платную охоту, возводить городки для отдыха, а также строить базы, дороги, склады, навесы, стрелковые вышки и разделочные столы. Можно не сомневаться, что севастопольцы окончательно потеряют право на бесплатный отдых даже там, где отдыхали десятилетиями.
Можно не сомневаться, что севастопольцы окончательно потеряют право на бесплатный отдых даже там, где отдыхали десятилетиями
Между тем в Севастополе, в микрорайоне Казачьей бухты, вырубают уникальный парк – здесь началась застройка бывшей украинской части ПВО, которая в течение десяти лет была любимым местом прогулок местных жителей. Три вида кедра: ливанский, атласский, гималайский, кипарисы, туи, можжевельники, платаны, сосны – ботанической коллекции бывшей воинской части завидуют даже опытные дендрологи. По углам парка прячутся плодовые деревья: алыча, абрикос, грецкий орех. В центре территории – несколько экзотических экземпляров пробкового дуба. Уже уничтожена красавица-секвойя. Застройщиком, с одобрения российского Министерства обороны, выступает компания «РБКСтрой».
«Был дендролог Игорь Гаевский, – рассказывает руководитель общества охраны природы Валентин Шестак. – Он засвидетельствовал: секвойи в парке больше нет, она уничтожена. А еще он отметил, что это единственное место на Гераклейском полуострове, где круглогодично сохраняется преимущественно плюсовая температура, поэтому там растет пробковый дуб, который не везде на ЮБК можно вырастить. Думаю, и остальные зеленые насаждения будут вырублены. Застройщик оставит лишь несколько кедров для экзотики, остальное пойдет под парковку».
Также к застройке продолжают готовить гору Аскети вблизи Балаклавы. Несмотря на громкие заверения местного правительства о запрете строительства в данном месте, после выборов оно возобновилось, идут работы по планировке территории, роют котлованы.
И подобных примеров земельного беспредела – превеликое множество.
Радости Крыма по-российски
За деньги в Севастополе можно все
Кроме вышеперечисленных, севастопольцам доступны и другие «удовольствия и радости от присоединения к России»: снесены сотни торговых ларьков, под угрозой закрытия находится рынок «Чайка», снесены сотни гаражей, которые российская власть посчитала незаконно установленными. Вместе с тем приближенные к власти застройщики строят гаражи прямо во дворе возводимого многоквартирного дома – под видом парковки. Гаражи будут продавать по 90 тысяч рублей за квадратный метр, и этим многое объясняется – за деньги в Севастополе можно все.
Как не упомянуть трассу «Таврида», ради строительства которой под Качей срыли тысячи кубометров обрывистого берега, из-за чего излюбленный пляж в Немецкой балке теперь оказался под угрозой уничтожения. Для обеспечения «Тавриды» стройматериалами по всему Крыму расконсервировали закрытые в 80-90-е годы прошлого века карьеры. Например, в Баксанском карьере в Белогорском районе уже звучат взрывы, жители близлежащих сел Межгорье и Пасечное недовольны, но ничего сделать не могут – за ООО «Белогорское карьероуправление» маячит фигура Бориса Давидовича Дейча. Да, именно того, который был председателем Верховной Рады АРК с 2002 по 2006 годы.
Есть и неприятности поменьше рангом, но не менее значительные для каждого отдельного гражданина: в мае в городе-герое повысят стоимость проезда в общественном транспорте, а с июля – коммунальные тарифы. К бардаку, в который теперь превратилась медицина на полуострове, стали привыкать, ропщут только на кухнях или в очередях поликлиник.
Удивительно, что Крым и, особенно, Севастополь, всегда отличавшиеся высоким градусом протестных настроений, молчат. Никто не выходит на митинги, не проводит пикеты. Редкие голоса возмущения в социальных сетях тонут в общем страхе – прослыть экстремистом можно запросто, примеров тому не счесть.
Редкие голоса возмущения в социальных сетях тонут в общем страхе – прослыть экстремистом можно запросто
Не отстает от местной власти и правительство соседней России – ужесточается контроль над интернетом, видеокамеры понатыканы на каждом шагу – для борьбы с терроризмом. Вот уже Госдумой принят в первом чтении закон, позволяющий отправлять военнослужащих срочной службы в горячие точки – не все же государству тратиться на «ЧВК Вагнера» в Сирии. А уже нынешней весной первые крымские призывники отправятся служить в ракетные войска стратегического назначения. Места дислокации и условия службы там такие, что не радуют – Нижний Тагил, Йошкар Ола, Новосибирск, Иркутск, Козельск, Оренбург. Разумеется, не в данных населенных пунктах, а где-то в тайге воинские части расположены.
Можно не сомневаться, что крымчан ждут и другие открытия насчет жизни в России, о которых они не подозревали, направляясь в 2014 году на «референдум о воссоединении». Вот только задумаются ли они о правильности сделанного выбора? И сколько еще «камней с неба» надо, чтобы жители полуострова в этом выборе раскаялись?
Андрей Покровский, крымчанин, католик (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)