Сегодня годовщина. Четыре года назад после бегства Януковича и его команды к выполнению обязанностей приступило правительство под руководством Арсения Яценюка. Справедливости ради стоит вспомнить, что в таких трудных условиях до этого не приходилось работать никому. Пустой бюджет – это не красивая формулировка, а реальность. Немного больше ста тысяч гривен на счету. То есть сто минимальных пенсий. Но пенсии и зарплаты бюджетникам платить надо.
Конец февраля 2014 года. Армии практически нет. Техники нет. Топлива нет. Зато есть война. Крым уже оккупировали, в Донбассе пожар разгорается. Агрессор не исключает захвата половины Украины для создания какой-то «Новороссии». Есть экономический кризис, вызванный закрытием российского рынка. Вот такие стартовые позиции. Сегодня понятно, что в таких условиях брать на себя ответственность за работу исполнительной власти равно политическому самоубийству. Да и тогда, наверное, было понятно. Но ситуацию удержали.
Пенсии и зарплаты платили вовремя. Армию создавали практически на голом месте. Помните, как выглядело начало войны? Добровольцы шли на фронт, волонтеры собирали с миру по нитке, чтобы хоть как-то экипировать бойцов. Не было практически ничего. Солярку для танков просили в долг под обещание рассчитаться позже. Технику восстанавливали. Арестовали часть денег команды Януковича и три года пытались провести через парламент закон о спецкофискации, чтобы вернуть их в бюджет. То, что в 2014 году мы смогли устоять на ногах – на грани чуда.
Уже сейчас наши западные партнеры признаются – большинство было уверенно, что Украина в 2014 рухнет. А мы их смогли удивить. И заслуга правительства в той ситуации огромная. Как и добровольцев, без подвига которых мы бы просто не успели создать армию. Как и волонтеров, которые буквально вытаскивали на себе самое трудное время. Тогда каждый на своем месте делал все, что может. И как ни парадоксально звучит, духом в 2014 мы были гораздо сильнее, чем сегодня. И когда я слышу рассказы о том, что мы не смогли, что не сделали, где упустили время, хочу напомнить один факт – вспомните, с чего мы начинали. Даже не с нуля, а из отрицательной точки отсчета.
Что успел сделать первый «военный» Кабмин из важного кроме восстановления армии? Для меня принципиальным кажется волевое решение отказаться от российского газа. Тем самым Украина не только выбила из рук Москвы традиционный рычаг для шантажа, но и не должна оплачивать миллиардные счета за поставки российского газа в ОРДЛО. Нет контракта – нет денег. И с этого года «Газпром» смирился. И именно эта позиция стала основой для нашей победы над «Газпромом» в Стокгольмском суде. Цена вопроса – десятки миллиардов долларов.
Дефолта избежали, золотовалютные резервы к концу 2015 года выросли с 6 до 13 миллиардов долларов. Доходы госбюджета в 2015 году выросли на 40%, но уже без российского рынка. В условиях войны пенсии и заработные платы для бюджетников были повышены на 13 и 19%. И если говорить о повышении зарплат и пенсий при премьере Гройсмане, то основу для этого заложили именно при Яценюке. На 30% сократили налоговиков, таможенников и других служащих фискальной службы. Наполовину сократили количество проверяющих и контролирующих органов. Реформа полиции еще продолжается, но старт ей дали именно тогда. Это то, что можно вспомнить сразу.
Недостаточно? Конечно, недостаточно. Просто потому что достаточно – величина недостижимая. Но сделано было много и есть за что уважать работу того правительства, которое пришло после победы Майдана ровно четыре года назад. В условиях российской вооруженной агрессии. В условиях сумасшедшего сопротивления выстроенной за три года Януковичем системы. Да «дружественного огня» от политических союзников тоже хватало.
Кирилл Сазонов