Раскопки в датском городе Рибе показывают: культура викингов опиралась на передовые ремесла и торговлю. Значит ли это, что их репутация жестоких грабителей несправедлива?
В видеоролике, снятом этим летом в Рибе, живописном городке на юго-западном побережье Дании, запечатлен редкий момент: из почвы аккуратно извлекается гриф и колки лиры, струнного инструмента, напоминающего арфу. Мало того, что эта находка, датированная 720 годом, — древнейшее свидетельство музыки викингов, она еще и говорит, что в их культуре ценились как музыканты, так и мастера.
В ходе тех же раскопок были обнаружены остовы деревянных домов, формы для отливки узоров из золота, серебра и меди, замысловатые гребни из рогов оленей (своего рода викингский аналог слоновой кости), а также янтарные украшения начала VIII века.
Еще удивительнее, что эти предметы были изготовлены никак не для землепашцев и уж точно не для бандитов с большой дороги. Сотворившие их викинги жили в городе ремесленников, мореходов, купцов и даже музыкантов.
«Рибе опровергает привычные представления об истории, — говорит Ричард Ходжес (Richard Hodges), британский археолог и президент американского Университета Древнего Рима, — находки свидетельствуют о том, что викинги отнюдь не все время грабили и насильничали».
Находки из Рибе говорят о массовом производстве, высоком уровне специализации и разделении труда — а это уже характеристики оседлого городского общества в противовес кочевому быту, основанному на грабеже.
«В Рибе мы видим, что общество викингов строилось на передовых ремеслах и торговле, — рассказывает Ходжес. — Парадокс: они сотворили эти прекрасные вещи, у них были превосходные ткани и потрясающие объекты материальной культуры, но в историю они вошли главным образом из-за своей кровожадности».
Это потому, что европейскую историю писали христианские летописцы, а они видели в викингах лишь варваров, считает Ходжес.
Однако полученные данные свидетельствуют, что еще за несколько десятилетий до пресловутых набегов на Британию, начавшихся с разграбления Линдисфарнского монастыря в 793 году, викинги заложили в Скандинавии одну из первых баз торговли и мореплавания постримской эпохи. Основанная на ремеслах и торговле культура легла в основу радикальных перемен в хозяйственной жизни, произошедших в течение последующего тысячелетия.
Постоянные поездки по сельской местности в окрестностях Рибе дают Сёрену Синнбеку (Søren Sindbæk), археологу из Орхусского университета, пищу для размышлений об исторической роли этих мест.
«Между окончанием римской эпохи, когда Скандинавия еще была темными задворками континента, и Средневековьем, когда она превратилась в оживленный регион с крупными городами, соборами и торговым флотом, произошел радикальный сдвиг», — рассуждает Синнбек.
«Эта трансформация, которая в конечном счете привела к эпохе великих географических открытий и европейской гегемонии в торговле, началась именно здесь, на побережье Северного моря, и катализатором ее стали викинги-горожане», — продолжает он.
Еще одна находка — крошечная серебряная монета размером с ноготь — настолько прекрасно сохранилась, что кажется, будто ее вчера отчеканили. Чеканка монет свидетельствует об устоявшихся купеческих связях, отмечает главный археолог Мортен Сёвсё (Morten Søvsø).
«На примере Рибе мы видим монополию на чеканку монет начиная с VIII века, — говорит Сёвсё. — Торговля процветала, налоги исправно поступали в казну, а чтобы жители могли пожинать плоды своих ремесел, требовался мир».
Как торговое поселение раннего Средневековья городок Рибе известен давно. Последние же открытия ставят вопрос о взаимосвязи между викингами-горожанами и периодом набегов, последовавшим за нападением на Линдисфарн, который Синнбек назвал «моментом 9/11» для Британии.
«Торговая система существовала и до набегов викингов на Британские острова, а это говорит о том, что эти события не случайны», — рассуждает Синнбек, поправляя широкополую шляпу в стиле Индианы Джонса. Ее он держит в машине, чтобы надевать во время дождя.
«Возможно, набеги были лишь верхушкой торгового айсберга: свидетельства торговых контактов со Скандинавией имеются, но о мирной их стороне нам известно немного».
Местность вокруг Рибе уникальна тем, что позволяет точно датировать находки благодаря отложениям песчаной почвы. Червей там нет, и все сохранилось нетронутым. Каждый вынутый слой сканируется лазерами, что позволяет создать трехмерную модель VIII века и точно расположить объекты на археологической карте.
Так, этот метод показал, что производители бус из Рибе стали одними из первых жертв глобализации. После 780 года рынок захлестнули кустарные бусы из таких городов, как Ракка в современной Сирии, и местное производство пришло в упадок.
Чтобы выжать из раскопок в Рибе все знания до последней капли, датские археологи применили еще одно новшество. Фрагменты грунта размером с пачку сигарет пропитывают смолой и нарезают тонкими слоями для последующего анализа под микроскопом.
Раскопки, финансируемые Фондом Карлсберг, велись сотрудниками Орхусского университета совместно с Музеем Юго-Западной Ютландии. Они начались в 2017 году и теперь завершены окончательно: территория площадью 100 квадратных метров вернулась в общественное пользование. Но многие открытия еще впереди, уверен Синдбек, — ведь они с коллегами только приступили к изучению собранных материалов.
В бытовке у склада находок Сара Хе (Sara Hee) и Яне Сиф Хансен (Jane Sif Hansen) заняты куда менее технологичным делом — просеивают мешки с землей. По словам Хе, находки опровергают мнение, будто викинги были обычными мародерами.
Несколько дней назад ей посчастливилось выудить из мутного супа крошечный амулет с христианским крестом: адреналин так и хлынул, вспоминает она. Находка говорит, что христианские веяния пришли в Скандинавию гораздо раньше, чем Харальд Синезубый воздвиг в 965 году рунный камень в Йеллинге в знак того, что принес племени данов новую религию.
«Авторы в некоторых письменных источниках изображали викингов варварами, чтобы самим лучше выглядеть на их фоне, — считает Хе. — Значит, мы не может полностью доверять хроникерам тех лет: может, они и правда описывают, что видели своими глазами, а может, просто навязывают нам свое мнение».