Стремление к легкому обогащению веками подвигало склонных к авантюрам
или вконец отчаявшихся сменить твердь земную на шаткую палубу
пиратского корабля. Кое-кому, похоже, и впрямь удавалось достичь своей
цели, так как легенды о несметных сокровищах, зарытых пиратами, бытуют и
по сей день…
Три сокровища острова Кокос
На тихоокеанском островке Кокос будто бы закопаны целых три клада общей стоимостью в 90–100 миллионов долларов.Первый из них связывают с именем Эдуарда Дэвиса, соратника пиратского адмирала (а впоследствии — вице-губернатора Ямайки) Генри Моргана. Говорят, в 1685 г. Дэвису посчастливилось захватить несколько груженых серебром и золотом испанских галеонов, доставлявших в метрополию награбленные сокровища и металл, добытый на рудниках Нового Света. Не желая подвергать свою долю риску перевозки морем, Дэвис спрятал ее в одной из близлежащих пещер.
Второй клад принадлежал Бенито Бонито, отставному офицеру португальской армии и одному из самых жестоких пиратов конца XVIII — начала XIX вв. Свои 3–4 миллиона долларов он припрятал на Кокосе в бухте Вейфа в 1820 г.
Самым большим считается клад Скотта Томпсона, капитана и владельца барка «Мэри Рид». В 1821 г. волей случая это судно оказалось в порту Лимы в момент, когда перуанские власти и местные богачи спешно искали способ вывезти ценности из осажденной войсками Симона Боливара столицы. Тут-то и предложил свои услуги Томпсон…
Сокровища — в том числе и отлитая из золота статуя Мадонны в полтора человеческих роста — были погружены в трюм; разместился на борту и взвод охраны. Увы, искушение оказалось непреодолимым: в первую же ночь беспечных испанцев перебили, а «Мэри Рид» взяла курс на Кокос и вскоре бросила якорь в бухте Вейфа. Однако едва англичане успели спрятать на берегу добычу, как в бухту вошел испанский фрегат. В мгновение ока команда «Мэри Рид» оказалась развешанной на реях собственного судна — только капитану Томпсону и одному из матросов удалось избежать общей участи, укрывшись в непролазных зарослях острова. Годом позже к Кокосу подошел за пресной водой английский китобоец и принял на борт капитана (куда девался матрос, остается загадкой: Томпсон уверял, что утонул…).
Вернувшись на родину, Томпсон поселился в Бристоле, где и умер в нищете, перед смертью завещав карту с обозначенным местом клада своему домовладельцу Китингу.
В 1896 г. командир английского легкого крейсера «Ястреб» капитан Шрапнелл привел свой корабль к острову Кокос, высадил на берег экипаж и приказал искать сокровища. Пять дней две сотни матросов тщетно лазали по всем ущельям и пещерам…
В 1926 г. швейцарец Зюсс Гисслер получил от правительства Коста-Рики лицензию на поиски сокровищ Кокоса. За двадцать лет ему удалось найти лишь испанский золотой дукат чеканки 1888 г., явно выпавший из кармана одного из предшественников-кладоискателей. Только за последние полвека на Кокосе побывало свыше пятисот экспедиций.
Карта и виселица
Жители Сейшельских островов в Индийском океане рассказывают десятки историй о несметных богатствах, закопанных морскими разбойниками. Так, например, «точно известно», что на островке Мойенн кроется клад стоимостью 30 000 000 фунтов стерлингов.
«Известно» и место, где спрятаны сокровища легендарного пирата Оливье ле Вассера. Вместе с другим известным морским разбойником, англичанином Джоном Тейлором, он захватил в 1721 г. богатейшую добычу — португальское судно «Верж дю Кап», перевозившее в метрополию сокровища, награбленные в Индии. При разделе добычи матросы получили по пять тысяч золотых монет и по сорок два алмаза. Естественно, капитанская доля была гораздо больше — ее-то и закопал на Сейшелах ле Вассер. А когда в 1730 г. его казнили на французском острове Реюньон, он бросил в окружавшую виселицу толпу карту с указанием местоположения сокровища.
Поисками сокровищ ле Вассера на Сейшелах занималось свыше тридцати экспедиций. Особую настойчивость проявил англичанин Реджинальд Круз-Уилкинс, отставной чиновник британской администрации в Кении. Тридцать лет он копал и бурил побережье бухты Бель-Омбр и разорился вчистую.
Таинственный синдикат
На трех островах принадлежащего Португалии архипелага Селваженш, расположенного в полутораста милях от Мадейры, по преданиям, также закопано несколько пиратских кладов. Главный из них связывают с именем капитана Уильяма Кидда.
Обвиненный в том, что за несколько лет он взял на абордаж, ограбил и пустил ко дну несколько десятков торговых кораблей, Кидд был осужден и прилюдно повешен в Лондоне 23 мая 1701 г. В прошении о помиловании он тщетно обещал в обмен на сохранение жизни открыть тайну закопанных сокровищ.
Известный искатель приключений португалец Афонсу Коэльо предполагает, что самым подходящим местом для укрытия пиратской добычи может служить пещера, расположенная в шести метрах над уровнем моря на восточном берегу острова — нависающая скала не позволяет обнаружить вход, пока не окажешься совсем рядом.
В 1813 г. английское Адмиралтейство направило к островам Селваженш фрегат «Прометей» под командованием капитана Робинсона. «Голубые куртки», как называли в Британии матросов Королевского флота, обшарили весь Селваженш-Гранди, но так ничего и не обнаружили.
Через тридцать лет, выйдя в отставку, Робинсон уже на собственные средства организовал новую экспедицию за сокровищами Кидда. Потерпев неудачу, он стал наводить справки на Мадейре и узнал, что незадолго до того представители некоего «Ливерпульского кладоискательского синдиката» побывали на Селваженш-Гранди и увезли оттуда сокровищ на 20 000 фунтов стерлингов. Правда, как выяснилось позже, в Англии ни о самом синдикате, ни о его завидном успехе никто и слыхом не слыхивал.
Источник