Валерий Снегирев
Стаханов, некогда город шахтерской славы, находится под полным контролем сепаратистов с конца весны 2014 года.
Это родина «народного губернатора ЛНР» Валерия Болотова, но с Луганском у стахановских боевиков отношения как-то не сложились. В сентябре 2014-го даже была попытка выйти из-под контроля «ЛНР» и стать «казачьей республикой». Но бунт задавили. 21 января 2015 года город «казаков» единственный раз обстреляли. Год спустя до сих пор непонятно, кто и откуда стрелял. А в декабре 2015-го взорвали стахановского лидера Павла Дремова, на чем история «двойного сепаратизма по-стахановски» пока завершилась.
Я переписываюсь со многими жителями Стаханова, два таких письма решил показать читателям Радiо Свобода.
Письмо первое, «оптимистичное»
«Доброе утро! Долгожданная весна в Стаханов пришла!
Прошлись экскурсией по городу, скажу честно, город на себя мало похож. Сейчас они все одинаково выглядят: серо, буднично, как будто жизнь ушла, как будто кровь застыла в артериях и венах. Идешь, как в сказке, среди замерших, мертвых, заколдованных кем-то домов, шума и гомона людских голосов нет, транспорт не снует.
Зато погода балует и радует! Весна пришла очень ранняя, теплая, солнечная и сухая (дождиков совсем нет). Птичье разноголосье не умолкает, по парку белочки носятся, насекомые все проснулись, гул стоит. Кра-со-ти-ща! Тургеневская или некрасовская деревня, не хватает только помещичьих полей с работниками на них, но дело времени.
Город совершенно не пострадал – в этом огромный плюс. Работают все школы общеобразовательные, все школы искусств, Дом пионеров и замечательный Дом культуры имени Горького, все библиотеки, оснащенные интернетом, техникумы, колледжи, институт (теперь филиал университета имени Даля). Музей работает ежедневно, выставки не только художественные, но и много тематических (например, «Голодомор в Украине 1932-1933-х»), и никто их не тронул и не закрыл.
Никаких борделей, пивных лавок и в помине нет. Цивилизованно работают все рестораны и кафе (до 23.00 – комендантский час).
В управлении города все «свои» – старые, гражданские. Военные подразделения – за чертой города, порядок обеспечивает «милиция». Финансирование всех слоев населения стабильно. Питание в детских садах и школах (до 4 класса) бесплатно. Коммунальные службы работают как часы, чистота в городе, можно сказать, идеальная. Вот тебе внешняя картинка-зарисовка.
По ценовой политике особо не сравнивала, но если брать продукты питания и сферу обслуживания, то все идентично с Украиной, разве что только изменилась денежная единица – рубль, и он вытеснил гривну. Хотя, пожалуйста, рассчитывайся, чем хочешь, курс занижен, по-прежнему 1:2, хотя в банкоматах и так называемых «народных» банках можно поменять по реальному.
Транспорт представлен автобусами и маршрутными такси, стоимость проезда – 10 рублей, пенсионерам – 5 рублей. Сколько продержится такая утопия, никто сказать и предвидеть не может.
Работает суд. Законодательную базу всю подогнали. «Налоговая» и «прокуратура» тоже все в работе. Ограничений в передвижении нет, блокпосты (внутренние, на подъездах к городу – РС) все сняты. На КПП очередей тоже нет: в Северодонецк, Харьков, Киев – ежедневные автобусные маршруты. Пропуска у всех есть, редко кто движется через Россию.
Спокойно ездили на концерт Тины Кароль в Северодонецк с детьми, в Луганск на «ледовую арену» на хоккей, новогодняя цирковая программа в открывшемся цирке поразила. Стипендии выплачиваются (550 рублей,1300 рублей), дети на выходных едут или в Донецк, или в Луганск. Малообеспеченные слои населения поднялись: постоянные «гуманитарки».
И никто не берет тяжелого в руки, а дурного в голову! Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом».
Письмо второе, «честное»
«Поздравляю с Масленицей! И выполняю твой заказ, пишу письмо на выходных.
У меня всегда было особое мнение. И если меня что-то смущало или интересовало, я сама принимала в этом участие. Поэтому я была на Майдане, была в Крыму и осталась жить дома после понимания того, что то, что случилось у нас, – это не случайность, а неизбежность.
Когда я воочию увидела 19 февраля 2014-го, как в Харькове били Сергея Жадана, а мои друзья еле его вытащили из толпы, я будто проснулась. И харьковчане вели себя агрессивнее, чем любые сепаратисты из Луганска или Донецка, и открыто издевались над свергнутым украинским флагом.
Увидев развернут российский «Аквафреш» и услышав радостный рев стотысячной массы, я, возвращаясь домой в Стаханов, плакала и, честно говоря, думала, что это конец. В то время эмоции руководили умом. А сейчас меня тошнит, потому что те люди с харьковской площади на руководящих должностях кричат, как они любят свою молодое государство и народ. И в этом цирке живут настоящие патриоты, вот в чем досада!
А в нашем регионе сейчас нет никакой так называемой интриги. Все однообразное, единодушное, «оборотней», видимо, не осталось. Никому даже не обидно, все очень довольны. И это честнее, потому что все играли 23 года по чужим правилам, выдавали себя за патриотов Украины, вежливых, воспитанных, образованных, делали, так сказать, вид. Маски сняты – все стали самими собой ...
По правде говоря, настоящих интеллигентов да и просто честных, свободолюбивых людей было в городе очень мало, и на них никто никогда не обращал внимания, поэтому общество постепенно и превратилось, как говорят, в «вату».
И я очень рада, что этот процесс остановился на нашей территории, хотя предпосылки складывались во многих городах: даже в Полтаве и Запорожье, и состав населения аналогичный. Их дети и внуки это оценят, а пока никто до конца не понимает, что случилось».
Валерий Снегирев, историк, город Луганск
Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции
Перепечатка из рубрики «Листи з окупованого Донбасу» Радіо Свобода