"ПИСАТЕЛЬСКИЕ РАДОСТИ" - Борис Акунин

"ПИСАТЕЛЬСКИЕ РАДОСТИ" - Борис Акунин

Это Эраст Фандорин. Во всяком случае, я привык так считать. Когда-то, почти 20 лет назад, увидел в антикварном на Мясницкой портрет неизвестного молодого человека кисти неизвестного художника (так было обозначено) и подумал: до чего же похож! И загадал: если приду ровно через месяц, а он меня дождется – точно Эраст Петрович.
Портрет меня дождался, я его купил. Замазкой подбелил красавцу височки, и стало совсем правильно.


Мы часто смотрели друга, и он не раз подсказывал мне, что с ним произошло в тот или иной момент. Портрет неоднократно воспроизводился в разных изданиях, мелькал на телеэкране, с ним даже календарь выходил.
Но однажды, меняя раму, я обнаружил сзади едва заметную надпись «В.К. Фонъ Меккъ. 1894 г.» - и ужасно расстроился. 


Никакой это, оказывается, не неизвестный, а Владимир Карлович, сын той самой Надежды Филаретовны. Потому-то он в мундире студента-путейца, как и положено сыну железнодорожного магната.
Так с тех пор я и полагал. Даже вставил картину в рассказ про семью фон Мекков, приплетя туда же и Фандорина.


И только сегодня, совсем по другому поводу, случайно наткнулся на одну историю про Владимира фон Мекка – и вдруг понял, что на портрете не он! Неведомый атрибутор, которому я безоговорочно поверил за его «еры», что-то напутал!
Во-первых, в 1894 году Владимир Карлович уже два года как умер. Можно, конечно, было бы предположить, что кто-то из сентиментально-ностальгических соображений заказал посмертный портрет дорогого покойника из времен его студенческой юности. Но фон Мекк - я проверил - учился не в Институте инженеров путей сообщения, а Московском университете!


Это точно не он. Это именно что неизвестный молодой человек.
А раз неизвестный – значит, мой. Итак, перед вами истинный портрет Эраста Петровича Фандорина, созданный девицей Маврой Сердюк в 1883 году при обстоятельствах, описанных в рассказе «Из жизни щепок». Никаких сомнений!

UPDATE
И у меня есть объяснение для надписи сзади. Я догадался. Фон Мекк выкупил у Мавры портрет, чтобы под благовидным предлогом субсидировать ее поездку в Париж (в рассказе про это есть). А после смерти магната стряпчие разбирали его обширное наследство и обозначили сзади имя владельца и год разбирательства.
Шах и мат.

Акунин Чхартишвили