Пищевые добавки и величайший успех маркетинга

Пищевые добавки и величайший успех маркетинга

В феврале 2017 года стало известно, что генеральный прокурор штата Нью-Йорк направил официальное предупреждение крупнейшим торговым компаниям страны, в котором потребовал изъять из продажи пищевые добавки, произведенные крупными брендами. Почему? Потому что он установил, что в подавляющем большинстве проданных добавок вместо заявленных на этикетках веществ были обнаружены рис и другие наполнители.

О каких торговых компаниях идет речь?

Target, Walmart, Walgreen’s и GNC. Аптеки всех этих компаний продают в общей сложности около 25% все выдаваемых по рецептам препаратов в США. Walmart - крупнейший в мире ритейлер. Названные компании являются ведущими продавцами добавок в стране.

Какие добавки генпрокурор Нью-Йорка предписал изъять и почему?

Вот некоторые примеры из отчета генпрокурора Нью-Йорка:

В таблетках женьшеня, продаваемых в Walgreen’s, содержатся лишь рис и чеснок. В экстракте листьев гинкго бальбоа из Walmart нашли лишь следы редьки, домашних растений и пшеницы. В экстрактах зверобоя, корня валерианы и гинкго бальбоа из Target этих растений не было и в помине, хотя на этикетках были указаны их названия. В ряде таблеток из GNC были найдены следы порошкообразных бобовых, таких как арахис и соя, что потенциально может вызвать аллергическую реакцию.

Состав содержимого был установлен при помощи анализа ДНК добавок.

Что такое пищевая добавка?

Идея пищевых добавок не имеет ничего общего с медицинской наукой, ее можно назвать творением Конгресса.

В законе, принятом Конгрессом в 1994 году (Dietary Supplement Health and Education Act of 1994), появилась категория химических веществ, которые сегодня мы называем пищевыми добавками. Этот закон, по сути, определил ряд химических веществ, которые можно продавать для облегчения симптомов, предоставив им правовую защиту от необходимости доказательства их эффективности. Единственным условием было то, что если кому-то удастся доказать, что они вредят людям, FDA (Комиссия по контролю за лекарствами и питательными веществами) сможет изъять их из продажи.

При этом любое вещество, которое в соответствии с законом можно было назвать пищевой добавкой, можно было продавать без доказательства его эффективности, безопасности и даже того, что упаковка содержит заявленное на ней вещество. Этот закон был творением компаний, которые производили подобные препараты.

В 2012 году сенатор, которого считают весьма близким к индустрии производства пищевых добавок, Оррин Хэтч, заблокировал принятие законопроекта, который предусматривал перевод добавок в категорию других медицинских препаратов, что требовало бы надзора FDA. По этой причине сегодня в вопросе регуляции добавок все остается без изменений.

В 2015 году в прессе появилась статья, авторы которой приводят следующую статистику: ежегодно около 23,000 американцев попадают в отделение «скорой помощи» в связи с нежелательной реакцией на прием пищевых добавок. Примерено 2,000 из них попадают в больницу.

В основном это молодежь в возрасте от 20 до 34 лет.

Почему это важно

Пищевые добавки очень популярны. Производящая их промышленность весьма успешно приучила нас к ним. Примерно половина всех взрослых американцев принимали пищевые добавки в течение последних 30 дней. Мы тратим около трети денег, расходуемых на продаваемые по рецепту лекарства, на пищевые добавки.

Это пример одного из самых больших маркетинговых успехов в истории человечества.