"ПЛАН МАРШАЛЛА 3" - Петр Чернышов

"ПЛАН МАРШАЛЛА 3" - Петр Чернышов

“В теории - теория и практика - одно и то же. А на практике - НЕТ!”

Когда мы говорим о Плане Маршалла для Украины, то есть несколько совершенно независимых но очень важных потоков

1. Откуда взять деньги?

2. На что давать давать деньги?

3. Как сделать так чтобы деньги на самом деле дошли куда надо?

Сегодня мы обсуждаем ВТОРОЙ пункт

Самое важное - в начале. Надо провести оценку ущерба нанесенного стране. Это звучит очень просто. Но крайне сложно на практике.

В Украине практические отсутствует страхование недвижимости - поэтому нет объективной оценки стоимости и жилья и бизнеса. (Хорошая мысль - запретить строить и квартиры и заводы без страховки - это во-первых правильно, а во-вторых позволит создать в стране рынок длинных денег - именно у страховых компаний во всем мире есть очень длинные деньги - а это крайне полезно для внутренних инвестиций)

Поэтому первое что надо сделать - это создать Фонд оценки ущерба. Который бы оплачивал работу профессиональных оценщиков (их есть много в страховых компаниях в Европе - также есть и отдельные большие сурвейерские компании). Это правильный путь и я думаю что грант в 100 млн долларов может оплатить оценку ущерба по всей стране. Электронный формат с верификацией и проверкой аудита или независимых специалистов. Тех, которые своей репутацией будут отвечать за результат. Поскольку в Украине институт репутации пока еще не работает - то и специалисты должны быть не с Украины! Но есть и другой путь - чисто украинский. Мне рассказали что одно Министерство уже просто берет все квадратные метры в пострадавших городах и поселках и умножает их на 2500 долларов (это они считают средними затратами на строительство жилой недвижимости в Украине) Потом хочет принести эту цифру в Евросоюз и попросить такие деньги. “И мы их сами потом освоим!”

Отдельный вопрос - как оценить ущерб нанесенный бизнесам? Часть из них получила ракеты и бомбы на свои цеха, у многих сгорели склады. Если мы говорим о малом и среднем бизнесе - который в Украине в основном непрозрачный и не может доказать сколько стоили его активы (потому что они часто созданы за наличные деньги, а на складах лежали товары прошедшие таможню по “договорным” ценам) - то оценку сделать практически невозможно. А бизнес восстановить надо.

Вот рецепт: несколько самых профессиональных банков страны назначаются условно “Банками Плана Маршалла”. Владелец пострадавшего бизнеса идет в такой банк, приносит свой бизнес план. Если банк считает что план хороший - то он его кредитует скажем на 10 лет. Но сам банк дает только 30%. А остальное дает Фонд Восстановления Бизнеса. И проценты скажем на первые 3 года за всю сумму кредита покрывает фонд. Банк получает рыночные проценты - но если бизнес “не пошел” и разорился - то теряет свои деньги - 30%. А Фонд теряет остальные 70%. У банка есть заинтересованность не потерять свое - и есть умения правильно оценить риски. Так можно закрыть вопрос с суммами, скажем, до 30ти млн долларов.

Все что свыше - несет для банков уже серьезный риск. И должно оцениваться индивидуально. На крупные проекты вполне можно выпускать облигации - опять же покрывающие только 30% проекта (остальное даст Фонд) Если есть инвесторы желающие купить такие облигации - прекрасно! Будем делать проект. Заодно создадим нормальный рынок корпоративных облигаций в стране. Пока что в стране нет инвестора под такие инструменты - значит сначала надо расчитывать на иностранцев. Также можно делать часть проектов на основе Private Equity - когда несколько профессиональных инвесторов объединяют деньги и строят проект. Чтобы потом его ХОРОШО окупить. Если бизнес “прогорит” - инвесторы (и Фонд) потеряют деньги. Они будут серьезно думать перед тем как вкладываться. Здесь есть два больших препятствия: судебная система, которая может не позволить защитить права таких инвесторов. И безумная регуляция всего что только возможно в бизнесе - без отмены регулирований может получиться так что ЧАСТНЫЕ инвестора не смогут строить и потом зарабатывать деньги на проектах инфрастуктуры.

Что делать с неприбыльными объектами? Типа больницы, театры, школы (социальная инфраструктура)? Ответ (на первый взгляд) очень простой - их надо просто заново строить там где они были разрушены. На второй взгляд - все совсем непросто. Когда, скажем, Мариуполь будет освобожден - вряд ли там захотят жить все его бывшие обитатели. Слишком свежи будут травмы военного времени и ужасные воспоминания. Если туда вернется (например) половина жителей - надо ли там восстанавливать ВСЕ школы и больницы? Также, наверное всем очевидно, что многие наши беженцы уехавшие в Европу - не вернутся. И к женщинам и детям присоединятся их мужья и братья. Население серьезно уменьшится - причем к сожалению, мы потеряем много хороших специалистов. Как почти всех ИТишников, так и тех кто останется в Европе не побоявшись строить там карьеру с нуля - это самые предприимчивые. Что делать социальной инфраструктурой их городов? Ответа у меня нет.

Отдельный и суперважный вопрос про ОГРОМНЫЕ заводы. Азовсталь и Завод Ильича - разрушены. Возможно будут разбомблены и другие огромные заводы Востока страны. Надо ли стране восстановить старые советские неэффективные заводы - которые занимают огромную территорию и производят по старым технологиям (в основном)? Я считаю что идеальная цель - не восстановить например энергетику и металлургию - а сделать ее по новым зеленым стандартам. А мы этого не умеем. Учитывая, кто владеет этими огромными заводами - давление на власть будет огромное - “Просто дайте нам 3 миллиарда долларов и мы снова построим этот огромный прекрасный завод!”

Вот мой подход: все эти владельцы - профессиональные инвесторы. Такие люди должны страховать свою производственную недвижимость. Надо из средств Фонда выплатить им такую страховку (возможно тоже 30% денег дать кредитом) и обязать потратить деньги на новый завод похожего профиля в Украине. Понимая, насколько эффективный их бизнес - они страховались на реальные суммы. Вот они и получат то что, во что они оценили свой бизнес. Если не страховали - значит не были реальными владельцами и не надо возмещать (есть у нас и такие примеры, когда “на бумаге” владеет Государство, а на “потоках” сидит кто-то другой)

Есть и другой серьезный (и больной) вопрос. У Украины явно недостаточная военная промышленность. Страна должна производить много Стугн, беспилотников, бронежилетов, бронированных машин и т.д. Можно ли строить такие заводы в Украине - недалеко от потенциального агрессора? Если есть хорошая гарантия безопасности от стран с сильными армиями - наверное да. Но я не полностью уверен. Если мы можем получить лицензии на производство Стингеров и Джавелинов - прекрасно (это же довольно старые системы!) есть много армий в мире, которые посмотрев на то как действует ЗСУ, захочет закупать такие даже не совсем современные системы. Я, кстати, не верю что кто-то захочет разместить в Украине производство самых последних систем вооружений. Но и не надо пока!

Очень важна конкуренция между разными фондами. Конкуренция - это как разность потенциалов в электричестве - она создает ток! Если один бизнес неэффективен - а второй более эффективен в управлении - то второй должен поглотить первый и это очень полезно для экономики.

Поэтому как может работать система?

Если мы восстанавливаем жилье в Украине - то неправильно создавать ОДИН ФОНД на всю страну. В каждой области должен быть свой Фонд - например Харьковский и Киевский. Ими должны управлять разные люди. И через год мы увидим что у какого-то фонда получается лучше. Тогда мы берем часть команды из этого фонда и ставим ее управлять тем, у кого получается хуже. Получается конкуренция - все стараются быть хорошими чтобы не потерять работу и конечно репутацию.

Есть и другой подход - секторальный. Один фонд только для аэропортов, другой только для электростанций и передачи энергии, а еще один для восстановления морского порта в Мариуполе например. Понимая, что в каждом таком Фонде можно собрать лучшую экспертизу по таким проектам. Обе идеи имеют право на жизнь - и надо спокойно их обсуждать (уже сейчас!) привлекая лучших экспертов с Запада.

Фонд военного страхования

Я считаю, что абсолютно необходимо создать систему страховки бизнеса от потерь во время войны. Потому что в стандартной страховке это форс мажор и убытки не возмещаются. Такую систему (мое мнение) не в состоянии создать частные страховые компании - даже очень большие. Они должны страховать бизнесы в Украине от обычных рисков - а специальный Фонд Военного Риска (созданный на деньги доноров) должен автоматически добавлять страховку от военного ущерба - за разумные деньги. Если (и когда!) Украина станет Израилем - с современной очень опасной армией и крутой ПВО - такая страховка станет дешевой. И ей могут заняться и частные компании. Но без такого Фонда в самом начале - нечего и думать о восстановлении промышленности и инфраструктуры за приватные деньги. И такой Фонд может взять серьезные деньги - думаю 20-30 миллиардов должны туда лечь на постоянной основе!

А пока СНОВА прошу читателей подумать вот над таким вопросом: “Как сделать так чтобы иностранный инвестор захотел построить новый завод под Харьковом?” Если мы не найдем ответа на этот вопрос - то восстановления страны не будет. Не было случаев “экономического чуда” без роста промышленного производства!

А в заключении этого текста хочу задать вопрос. Представьте себе, что вы - Украина. Пока что ущерб, нанесенный инфраструктуре, а также бизнесам страны - трудно оценить. Война еще идет, не ко всем территориям и зданиям есть доступ. Напоминаю, годовой ВВП страны примерно 150 миллиардов долларов. И у вас есть две опции: 1) Настаивать на ОГРОМНЫХ цифрах ущерба, скажем 600-800 миллиардов. Надеясь, что поверят и это поможет получить как можно больше денег. Надеясь, что люди в Европе и Америке не будут слишком сильно спрашивать “А возможно ли чтобы в стране за два месяца войны на 20% территории Украины было разрушено все созданное на 4-5 последних лет на всей территории?” ИЛИ 2) Давать более реалистичные цифры потерь. Потому что скорее всего, после войны ваши цифры будут проверять и может выяснить что вы сильно преувеличили. И это не создаст основу для дальнейшей совместной работы с Западом по восстановлению страны. Как часто говорят “Банкиры прослезились но денег не дали!”

Я считаю что и первая и вторая опция имеет свои минусы и плюсы. А вы?