"ПО ДРУЖБЕ" - Юрий Христензен

"ПО ДРУЖБЕ" - Юрий Христензен

Мой тесть никогда не давал взяток. То есть, вообще никогда. Сварщику на заводе это было не нужно. Он умел приварить здоровенную титановую хрень к авианосцу, но понятия не имел, что за какую-нибудь услугу в советской экономике нужно платить мимо кассы.

У них на заводе существовал бартер услуг. Мастер спишет титановый лист, сварщик изготовит из него вилы, водитель вывезет это все через проходную, а охранник ничего не заметит. Каждый получал по пару комплектов, изготовленных из общенародного достояния.

В советские времена это называлось дружбой. Каждый "по дружбе" оказывал друг другу услугу, и сам в накладе не оставался. Денег при этом никто никому не давал. А раз денег нет, значит и взяток нет. Просто общенародное по дружбе переходило во владение части народа.

В замкнутом социальном пространстве это все прекрасно работало. Можно оказать услугу в долг, и ты знаешь, что долг тебе вернут какой-нибудь другой услугой. Потому что иначе тебя исключат из рынка дружеских услуг. А это сильнее, чем милиция с партсобраниями.

В этом году тесть заболел. А нынешний рынок услуг устроен иначе. Ты ищешь врача "по знакомству" и должен его чем-нибудь отблагодарить. Чаще всего врачу не нужен титановый инструмент, и универсальным способом благодарности в условиях капитализма становятся деньги.

Поначалу эту функцию выполняла Анюта. Она гуглила в интернете отзывы о врачах, договаривалась о приеме, уточняла размер благодарности и переводила его в набор купюр. Одновременно сетуя на коррупцию и голосуя за тех, кто обещал коррупцию победить.

Тесть живет в соседнем городе. В этот раз Анюта не смогла поехать, и мы послали младшенького. В свои 20 лет он больше знаком с реалиями рынка "по знакомству", чем тесть в свои 70 с небольшим. Мы снабдили малого всем необходимым и отправили в поход.

Тут восстал тесть - "Я уже взрослый, сам справлюсь!" Поехал к врачу самостоятельно. Не знаю, как у них там срослось, но вернулся он с диагнозом и списком лекарств. Причем, врач, как и в советские времена, мог оказать услугу в долг. Социальные связи пока еще никто не отменял.

Мы сетуем на коррупцию, но часто не понимаем ее причину. Нам ведь кажется, что сами мы не участвуем в процессе. Что где-то там, наверху, сидят коррупционеры, из-за которых все беды. Что во всем виновата власть, за которую мы раз в пять лет пять минут голосуем.

У выбора врача "по знакомству" есть еще одно интересное следствие. Когда врач оказывается хорошим, мы говорим - "У нас хорошие знакомые!" А если врач оказывается плохим, мы возмущаемся - "У нас плохая медицина!" А может быть дело не в медицине, а в чем-то другом?

Юрий Христензен