В прошлом году из ЕС поставили в РФ медикаментов и около медицинского оборудования на 9 млрд. долларов.
Москва не под санкциями по медицине, никто не будет томографы и соски детские ограничивать в 21 веке.
Даже Саддаму, персонажу который применял газ против курдов когда вкрутили санкции, то программа называлась только “Нефть в обмен на продовольствие”. А так позволяли Ираку закупать и медикаменты, и технологии медицинские.
То есть, утверждать, что это компания торгует якобы через прокладки свои в третьих странах невозможно — сам ЕС активно торгует с Москвой, на миллиарды долларов.
По тактической медицине у “Київгумы” хватает товаров — от назофарингеальных трубок и термоодеял до аптечек в сборе и носилок. Если бы были поставки именно тактической номенклатуры в РФ, то обязательно были бы эти позиции.
Не нитриловые перчатки, соски и эластичные бинты.
Это настолько очевидно, что слушать про очень важные эластичные бинты, которые эстонская компания годами продает в РФ, совершенно невозможно.
Ибо это даже не медицина по документам и своей сути, ими можно как повязку закрепить, так и лопаты смотать на даче.
Но дискуссия вокруг “Київгумы” подняла другой пласт проблем. Директор компании обвинил органы в попытках отодвинуть её от тендеров в МО, чтобы завести туда китайские аптечки.
В СМИ и экспертном сообществе началась дискуссия, что а вот у “Київгумы”, мол, в аптечках были когда-то турникеты китайские.
Есть пруфы, что окклюзионные наклейки, которые при пневмотораксе применяются, эстонцы поставляли “Київгуме” из Китая.
И какой же это нац производитель, если в аптечках китайские товары, по поводу качества которых негативные отзывы уже не первый год военные медики пишут в сетях.
И вот тут мы и выходим на корень проблемы.
Есть наказ ГШ и МО и №6 и №7. Там детально прописано всё, что касается аптечек и их приемки. Крайне подробно расписано. Вплоть до размеров повязки, стерильности, всех характеристик и активного вещества в гемостатике.
Даже насчет подсумка — какие должны быть карманы, какого размера крест, фурнитура, сколько отделений.
И даже ножниц — и изгиб, и длина, материалы.
Закупки проводятся командованием военно-медицинских сил или структурными подразделениями — госпиталями. Приемку и контроль качества осуществляют люди имеющие отношение к медицине, опираясь на эти два приказа.
По сути своей, де юре, нет никакого китайского, индийского, непальского ни для государства, ни для производителя — если подходит по требованиям и стандартам, описанным в двух приказах, - то его можно покупать.
“Київгума” принимает участие с 2017 в тендерах через “Прозорро”. Можно буквально по позициям препарировать, что и когда.
И все, что поставлялось в их аптечках, строго соответствовало стандартам из приказов.
И вопрос должен быть задан только один — когда государство пересмотрит эти два приказа?
Если боевые медики, которые осуществляют эвакуацию и работают на последнем километре с этими самыми турникетами, ими недовольны, то пусть государство занимается пересмотром стандартов. Какое усилие на разрыв, сколько циклов закручивания должны выдерживать, материалы и т.д.
Так, чтобы “китайский турникет” или любой другой, показавший себя на поле боя некачественным, продукт физически не попал в аптечку. Не мог законодательно или по приказу МО. Это единственный путь. Путь институций.
Если, конечно, стоит задача спасти многие тысячи жизней и десятки тысяч конечностей от ампутации.