Ия Саввина не имела актёрского образования, да и не мечтала никогда связывать свою жизнь с театром и кино. Но она обладала таким невероятным талантом, что даже на студенческие спектакли МГУ с её участием собирались толпы людей. Позже она всё же сменила профессию и очень быстро прославилась. Одной из самых звёздных работ актрисы стала роль Аси Клячиной в фильме Андрея Кончаловского, но очередное предложение о съёмках этого же режиссёра закончилось грандиозным скандалом.
Сложный характер
Ия Саввина всерьёз собиралась стать журналисткой. Она поступила в МГУ, а параллельно стала заниматься в Студенческом театре МГУ. Его слава в те годы была поистине колоссальной, спектакли ставили известные актёры и режиссёры. Когда же показывали «Такую любовь», поставленную Роланом Быковым, где главные роли играли Ия Саввина и её первый муж, в студенческом театре наблюдался самый настоящий аншлаг.
Посетил этот спектакль и Алексей Баталов, утверждённый к тому времени на роль Дмитрия Гурова в фильме «Дама с собачкой». Актёр был совершенно поражён талантом и обаянием простой студентки МГУ. Он порекомендовал режиссёру Иосифу Хейфицу пригласить в картину Ию Саввину, ибо поиски актрисы на роль Анны Сергеевны велись уже давно и безрезультатно. Уговаривать в то время уже сотрудницу издательства «Детгиз» долго не пришлось, а после успеха фильма Ию Саввину приняли в труппу Театра имени Моссовета и сразу же ввели на главную роль в постановку «Нора».
При этом сама Ия Саввина всегда смущалась, когда хвалили её актёрское мастерство, хотя никому и в голову не приходило ей льстить. Она на самом деле была невероятно талантлива. Многие коллеги говорили об очень сложном характере актрисы, а она просто отличалась особенной требовательностью к себе и своим коллегам по профессии, не могла оправдать небрежного отношения к работе. Сама играла в полную силу и ждала того же от других.
Удивительно, но молодая непрофессиональная актриса была очень дружна с Любовью Орловой и Фаиной Раневской, а у каждой из них, как известно, характер тоже был непростым. В день премьеры Ии Саввиной в «Норе» она получила корзину цветов от Любови Орловой, игравшей в этом спектакле главную роль до Саввиной. На руке Ия Саввина всегда носила перстень-печатку, подаренную Фаиной Георгиевной, а дома у неё висел акварельный пейзаж, нарисованный Раневской.
У Ии Саввиной было огромное количество друзей, она обожала устраивать праздники, неизменно становилась душой любой компании. Актриса никогда не страдала от звёздной болезни, не пыталась никому продемонстрировать своё превосходство, зато неизменно проявляла заботу и участие по отношению к тем, кого она любила.
Скандал из-за фильма
Но актриса могла быть и чрезмерно резкой, если это касалось работы. И уж тем более она никогда и ни при каких обстоятельствах не поступалась собственными принципами. И вполне была способна закатить грандиозный скандал.
Ещё в 1967 году Ия Саввина снялась в главной роли в фильме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Фильм в широкий прокат не вышел, а отправился «на полку» на долгих 20 лет, но актриса навсегда прониклась глубочайшим уважением к режиссёру. И с теплотой вспоминала о времени, проведённом на съёмочной площадке «запретного фильма». В творческой группе сложилась удивительно тёплая атмосфера.
В картине было задействовано всего три актёра: Ия Саввина, Любовь Соколова и Александр Сурин. Все остальные образы воплощали на экране простые жители села Кадницы Горьковской области, где проходили съёмки. Но при этом общение складывалось легко, и, самое главное, очень искренне. Фильм запретили, но он всё равно был очень дорог для актрисы.
Она неоднократно признавалась: Андрей Кончаловский совершенно очаровал её своим нестандартным режиссёрским подходом, особенным взглядом на привычные, как казалось, вещи, а ещё глубоким умом и невероятной харизмой. Через двадцать лет после съёмок фильм всё же вышел на экраны и имел невероятный успех. Андрей Кончаловский за него получил премию «Ника», а ещё картина заработала Государственную премию СССР.
Тогда режиссёр решил на волне успеха снять продолжение картины под названием «Курочка ряба». Фильм должен был сниматься с теми же участниками, что и 20 лет назад, но вот сценарий к нему писал не Юрий Клепиков, автор «Истории Аси Клячиной», а сам Кончаловский в соавторстве с Виктором Мережко.
Предварительно согласившись на роль, Ия Саввина стала знакомиться со сценарием, после чего закатила Кончаловскому и Мережко самый настоящий скандал. Актрису необычайно возмутил сценарий. По задумке режиссёра, действие картины разворачивается спустя 30 лет после событий, описанных в первой части.
Но лубочная и фантасмагорическая манера повествования не нашла отклика в душе актрисы. Более того, она сочла сценарий просто оскорблением не только для неё самой, но и для всего русского народа. Актриса в довольно резкой манере сообщила режиссёру всё, что она думает, и поставила в известность: в этом уничижительном для русского человека действе она никакого участия принимать не будет.
В результате «Курочка ряба» вышла с Инной Чуриковой в главной роли, а сама Ия Саввина, кажется, даже не захотела его смотреть. Ей вполне хватило прочитанного сценария.
Она вообще была очень искренним человеком. Не разменивалась по мелочам, умела выделять главное. А ещё умела дружить и быть верной. Людям, профессии, собственным принципам. И своей Родине, как бы пафосно это не звучало.