Большинство полагает, что в назревающем торговом конфликте Китай одолеет США. Тем не менее, именно Америка, испытывающая постоянные торговые дефициты и по другим причинам, вероятно, в конечном итоге выйдет победительницей
«Позвольте мне заверить людей, намеренных вести торговую войну, - сказал Чжу Цянкай, посол Китая в США, в интервью China Daily, официальной англоязычной газете Пекина. - Мы обязательно будем сопротивляться. Мы ответим. Посмотрим, кто дольше продержится».
Большинство полагает, что в назревающем торговом конфликте Китай одолеет США. Тем не менее, именно Америка, испытывающая постоянные торговые дефициты и по другим причинам, вероятно, в конечном итоге выйдет победительницей.
С прошлой пятницы вступили в силу введенные Дональдом Трампом тарифы на сталь и алюминий в отношении разных стран, включая Китай, в соответствии с разделом 232 «Закона о расширении торговли» 1962 года.
Более того, в прошлый четверг он подписал меморандум, который вскоре, в соответствии со статьей 301 «Закона о торговле» 1974 года, приведет к взиманию пошлин на китайские товары на сумму 60 млрд долларов США. В то же время он поручил Казначейству рассмотреть вопрос о наложении ограничений на китайские инвестиции.
В большинстве своем весь мир отреагировал отрицательно. Наблюдатели, торговые группы и прочие обеспокоены тем, что Трамп начинает торговую войну. Рынки запаниковали. Промышленный индекс Доу-Джонса в четверг и пятницу упал на 1,149 пункта.
Это, безусловно, напоминает торговый конфликт. Министерство торговли Китая в отместку объявило о введении пошлин в размере 15 и 25 процентов, которыми будут обложены американские продукты в 128 категориях. Тем временем, китайские чиновники пригрозили не покупать американскую сельскохозяйственную продукцию или сократить закупки американского долга.
Эксперты, полагая, что у Китая больше рычагов воздействия, закрывают глаза на важные реалии. Во-первых, Поднебесная все больше зависит от доступа к американскому рынку. В 2016 году целых 68% общего торгового товарооборота Китая были связаны с продажами в США. В 2017 году этот показатель увеличился до 88,8%. Сальдо торгового баланса, как показывает история, в ходе торговых войн обычно страдает больше всего.
Пекин уязвимей Вашингтона. «Если торговля для Китая не важна, почему китайское торговое хищничество длилось так долго и принимало столько разных форм?» - спрашивает независимый аналитик Алан Тонелсон.
Во-вторых, американская экономика намного больше китайской. В 2016 году ВВП Пекина составил 12,84 трлн. долларов. Экономика Америки в прошлом году оценивалась в 19,39 трлн. долларов.
ВВП Китая, безусловно, завышен, потому что, особенно в течение последних двух лет, рост экономики страны был меньше половины заявленного числа. Экономика Америки растет быстрее, чем китайская. Само собой разумеется, что крупные экономики продавливают мелкие, особенно когда разрыв настолько велик.
В-третьих, американская экономика, несмотря на все ее недостатки, стабильна, а Китай находится на грани долгового кризиса. Отношение долга Китая к ВВП, в зависимости от суммы скрытого долга, составляет от 350 до 400 процентов.
Обеспокоенность китайцев по поводу состояния экономики привела к чрезвычайному оттоку капитала в 2015 и 2016 годах, при этом чистый отток капитала, вероятно, достиг 2,1 триллиона долларов за двухгодичный период. Только введение драконовских мер контроля, начавшееся осенью 2016 года, остановило исходящий поток капитала.
Тарифы Трампа на одежду или другие товары могут привести к значительному увеличению их стоимости, но это не продлится дольше пары месяцев. Американцы скоро будут покупать недорогие товары у других производителей, которые уже обгоняют Китай.