Что могло заставить Манафорта солгать, когда это противоречит его личным интересам?
«Самое худшее, что вы можете сделать, это солгать». Это, как правило, первые слова, которые прокурор говорит сотрудничающему ответчику. Ложь нарушает соглашение о сотрудничестве, и все обещания правительства аннулируются вместе с ним, а обвиняемый (который, как Манафорт, признал себя виновным в преступлениях, которые он не может теперь оспорить), не получает рекомендации по сокращенному приговору. Более того, сотрудничающему ответчику могут даже быть предъявлены дополнительные обвинения в том, что он лгал правительственным агентам.
Об этом такой искушенный человек, как Пол Манафорт, которого представляет опытный юрист, должен был отлично знать. В понедельник специальный прокурор Роберт Мюллер предъявил суду отчет, в котором говорится, что Манафорт солгал ФБР и его команде в «различных вопросах». Мюллер обещает представить подробный доклад, в котором излагается характер «преступлений и лжи» Манафорта до вынесения ему приговора, чтобы мы могли в скором времени узнать, в чем именно он солгал.
Но какой был у него мотив? Что могло заставить Манафорта солгать, когда это противоречит его личным интересам? Одна из возможностей заключается в том, что Манафорт - патологический лжец, который, несмотря на все свое здравомыслие, не может рассказать чистую правду. Не раз подозреваемые, подобные ему, пытались перехитрить правительство, сообщив лишь часть информации. Формулировка судебного заявления Манафорта излагает следующее: его адвокаты заявляют, что он «полагает», что он «предоставил информацию правительству».
Пусть так, но предоставления частичной информации недостаточно. Обычно люди, которые не могут выполнять это условие, просто не заключают соглашений о сотрудничестве. Но Манафорт его подписал. Поэтому, должно быть, он боится, что у правды будут еще худшие последствия, чем у нарушения соглашения о признании вины.
Мы знаем, что Мюллер расследует связи между соратниками президента Дональда Трампа и WikiLeaks, опубликовавшими электронные письма, которые российские хакеры похитили в 2016 году. Согласно сообщениям в прессе, Роджер Стоун и Джером Корси, возможно, заранее знали о публикации электронных писем в WikiLeaks. Но одного только подозрения мало. Именно здесь могла бы пригодиться помощь Манафорта.
Если бы Манафорт мог представить доказательства сотрудничества между членами штаба Трампа и хакерами, это могло бы сделать их созаговорщиками в обвинительном заключении, поданном Мюллером в июле, в котором он возложил вину на российских разведчиков за заговор с целью вмешаться в американский избирательный процесс.
Будучи председателем штаба, Манафорт мог бы предоставить необходимую Мюллеру информацию. В 2016 году он вместе с Дональдом Трампом-младшим и Джаредом Кушнером присутствовал на встрече с россиянами в Трамп-Тауэр. Согласно электронным письмам, полученным Трампом-младшим, эта встреча была создана для обсуждения поддержки Россией кампании Трампа и получения порочащей информации о Клинтон. Манафорт мог бы рассказать Мюллеру, обсуждали ли они, как использовать украденные электронные письма, чтобы повлиять на исход выборов.
Возможно, Манафорт обманул суд, потому что он остался верен Трампу и боится говорить о заговоре с Россией, поскольку он может бросить тень на влиятельных американцев или чиновников из других стран? Или он боится потерять шанс на помилование, постелив дорожку от штаба Трампа до попавших под подозрение россиян? Скоро мы узнаем ответы на эти вопросы.