После субботней массовой стрельбы в Западном Техасе, в результате которой семь человек погибли и 22 получили ранения, начальник полиции города Одесса Майкл Герке сделал необычный шаг для сотрудника правоохранительных органов: публично отказался раскрыть личность стрелка.
«Я не собираюсь делать его известным за то, что он сделал», - сказал Герке на воскресной пресс-конференции. Он добавил, что имя стрелка в определенный момент будет раскрыто.
Отказ Герке назвать стрелка мало помешал раскрытию личности злоумышленника, поскольку другие сотрудники правоохранительных органов огласили имя стрелка, который был убит полицией, позднее в воскресенье.
Но на фоне массовых убийств, которые превратились в поразительно регулярное явление, Герке - далеко не единственный чиновник, который не желал публично называть имена убийц.
После вооруженного бесчинства в муниципальном центре Вирджиния-Бич в конце мая, в результате которого двенадцать человек погибли и четверо получили ранения, начальник местной полиции Джеймс Сервера заявил, что власти назовут имя стрелявшего только один раз, «после чего он будет известен как подозреваемый», чтобы сделать акцент на жертвах.
А после теракта в двух мечетях в Крайстчерче, Новая Зеландия, в марте премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн вообще отказалась называть имя преступника.
Не все сотрудники правоохранительных органов неохотно опознают стрелков после массового применения оружия. Но нежелание шефа полиции Одессы оглашать личность преступника все еще является частью более масштабной тенденции в поведении многих сотрудников правоохранительных органов и средств массовой информации с целью умалить личность и биографические данные массовых стрелков, чтобы потенциально не воодушевлять других людей к совершению подобных злодеяний или не уделять чрезмерное внимание преступнику.
В последние годы активисты создают организации, призванные помешать стрелкам получить широкое признание. Эти группы, в том числе No Notoriety, которая была основана Томом и Карен Тевес после того, как их сын Алекс был убит в Авроре, Колорадо, в 2012 году, призывают лиц, сообщающих о массовых убийствах, не делать упор на имени и портрете преступников и вместо этого оглашать больше деталей жертв и общин, затронутых насилием.
Другая организация, Suicide Awareness Voices of Education (SAVE), опубликовала ряд рекомендаций для СМИ о том, как докладывать о произошедшем, не прославляя массовых убийц. А в 2017 году группа из 149 ученых и специалистов из правоохранительных органов подписала открытое письмо, в котором просила организации средств массовой информации не использовать имя или фотографии массовых убийц.
«Публикация имен и фотографий этих преступников не только зачастую вознаграждает их славой и вниманием… но, помимо этого, внимание, которое они получают, побуждает их убивать больше жертв, - говорит Адам Ланкфорд, профессор криминологии в Университете Алабама, подписавший открытое письмо в 2017 году. - Они подмечают, что чем больше жертв вы убиваете, тем больше внимания получаете».
Широкое внимание общенациональных СМИ, уделяемое этим событиям, может сыграть определенную роль в их эскалации. Исследования показывают, что 20-30% таких инцидентов, судя по имеющимся данным, были вызваны предыдущими.