Пока не вполне понятно, что сможет Трамп, но пока он, вроде, идет верным курсом. Про «Томагавки» говорить не буду, все сказано. Со встречей не спешит, маринует, тоже правильно. Тиллерсон приехал с двумя очень простыми вопросами.
Первое: вы с Асадом подельники, или он вас тоже обманывает?
Второе: выбирайте, вы с Асадом, Хезболлой и Ираном, или с США, Европой, Японией, Канадой, Израилем и Австралией?
Умение упрощать сложные вопросы – это талант. Для внутренней политики упрощение, как правило, не годится. Но это уже дело граждан США. Для взаимоотношений с партнерами сведение сложного к простому тоже почти всегда плохо. Но это пусть голова болит у членов НАТО, Евросоюза и G7.
В отношениях с беспредельщиком и троллем упрощение – единственный способ общения. Любая сложность дает троллю возможность найти щелочку в позиции и разрушить ее. Любой намек на компромисс беспредельщиком воспринимается как слабость и повод для дальнейшей агрессии.
Понятно, что просто так, с наскока не удастся заставить Путина уйти из Сирии, сдать Асада, уйти из Украины и вернуть Крым. Ничего этого не произойдет. Но простая дипломатия оголяет позицию самого Путина. Предложен выбор: с цивилизованными странами, или с террористами, диктаторами и фанатиками. В любом случае выбор предложенный публично, и ответ, вполне ожидаемый, обнажит, сделает публичным тот ряд, в который становится Путин. Этот ряд очень короткий и очень наглядный: Путин, Асад, Хезболла, Иран. Много ли найдется желающих примкнуть? С Путиным невозможно договориться. Его можно и нужно лишать маневра, сужать его политическое пространство. Для этого пригодна простая дипломатия.