Почему у Дональда Трампа такой взлет популярности?

Почему у Дональда Трампа такой взлет популярности?

Дональд Трамп – миллиардер и очень яркий персонаж, которого американцы, знакомые с российской политической ситуацией, любят сравнивать с Владимиром Жириновским. Трамп делает скандальные заявления и бравирует своей скандальностью. Он ловко играет на низменных чувствах американских избирателей – расизме, неприязни к иммигрантам; ему наплевать на благопристойность, он позволяет себе откровенное хамство, сыплет оскорблениями. Он заявляет, что сенатор Маккейн – никакой не военный герой, что Хиллари Клинтон вообще не имеет права участвовать в кампании, потому что совершила преступление, а прокуроры покрывают ее, оттого что все они демократы. Он обещает положить конец нелегальной иммиграции (построить стену между США и Мексикой, и чтобы строительство оплатили сами мексиканцы), и, вопреки всякой политической корректности, говорит, что иммигранты – насильники и наркоторговцы.

Гаерствует ли Трамп, говорит ли всерьез, но многим избирателям по душе его откровенно хамская манера. И дело не только в тех, кто приходит на встречи с Трампом и радостно демонстрирует ему свою симпатию. Трампа обожает пресса – его выходки неизменно привлекают внимание, публикации о нем беспроигрышны – их жадно читают и те, кто восхищается Трампом, и те, у кого он вызывает отвращение. По результатам недавних опросов Трамп вырвался вперед среди всех республиканских кандидатов, обойдя даже главного фаворита Джеба Буша. Трамп уверенно говорит, что если в финальной гонке он сойдется с Хиллари Клинтон (хотя, по его мнению, она вообще не имеет морального права баллотироваться), он непременно выиграет. Сейчас, по опросам CNN, за Хилари готовы проголосовать 56 процентов, а за Трампа 40.

Сорок процентов – поразительно высокий результат для шута, осыпающего оскорблениями всех вокруг. Тем не менее, представить себе, что Трамп станет президентом США, почти невозможно. Для начала надо выиграть партийную номинацию, а для этого мало скандальной славы и любви прессы. Республиканский истеблишмент и ядерный республиканский электорат хронически расколот и делит симпатии между разными кандидатами; для того, чтобы добиться выдвижения, нужен компромисс, а на компромиссную фигуру Трамп никак не тянет. Он достаточно богат, чтобы выдвинуть себя в качестве независимого кандидата , но независимые не имеют шансов выиграть президентскую гонку. Республиканцам крайне невыгодно, чтобы Трамп баллотировался как независимый кандидат, потому что к нему уйдет часть их, республиканского электората. Это значит, что они будут работать против него и дискредитировать его в глазах потенциального избирателя. Один из потенциальных конкурентов недавно назвал Трампа «разбившимся на дороге автомобилем» – на него пялятся, замедляя ход. Но нападать на Трампа – дело рискованное. В выражениях он не стесняется и тот, кто пытается его оскорбить, может нарваться на оскорбления куда более грубые и ядовитые.

Но даже притом, что шансы стать президентом у Трампа практически ничтожны, взлет его популярности — тревожный симптом.

Он свидетельствует о нарастающем раздражении политикой и политиками; тем, что партии поглощены борьбой с конкурентами, а решение важных проблем отходит на второй план; тем, что постоянно мелькают одни и те же лица (соревнование между «династическими» кандидатами Клинтон и Бушем только усугубляют раздражение). Эти чувства разделяют не все – во всяком случае, далеко не все руководствуются ими в своем политических симпатиях. Но раздражение не уходит. Несколько лет назад оно породило «Чайную партию», теперь вознесло Дональда Трампа. Любовь к Трампу, возможно, схлынет, но спрос на подобных персонажей сохранится.

МАРИЯ ЛИПМАН 

независимый аналитик, бывший главный редактор журнала Pro et Contra