Есть распространенное заблуждение, что развитие свойственно только свободным демократическим странам, а авторитарные режимы фашистского типа статичны и лишены динамики. Это ошибка. На примере путинского режима можно видеть, как фашизм эволюционирует, меняет формы, обрастает новыми щупальцами, присосками и ядовитыми шипами. Особенно наглядно это проявляется в такой важнейшей составной части режима как телевидение.
Вся вторая половина апреля в стране прошла под знаком культа лидера ЛДПР. Народ готовили к двум праздникам: предстоящему Дню Победы и юбилею Ж. Причем, второму торжеству явно отдавалось предпочтение. Человек, ставший известным только благодаря тасканию женщин за волосы, публичным призывам к изнасилованию беременной в прямом эфире, а также иным уголовным преступлениям, от призывов к агрессивной войне до разжигания межнациональной розни, – стал национальным кумиром благодаря государственному телевидению.
Финалом этого морального стриптиза стал полноформатный фильм «Жириновский» (это не срамная фамилия, а название фильма, поэтому привожу полностью), показанный по «России-1» в прайм-тайм 25.04.2016. Продюсер фильма Владимир Соловьев и автор Игорь Кожевин, изготовив изделие в жанре «документального фильма» (так в программе и в титрах), и потратив на него 42 минуты эфирного времени, так и не смогли объяснить, ради чего весь этот банкет. Вот человек 26 лет в политике, из них 23 года в руководстве Государственной думы. Какой полезный для страны закон вот это вот Ж. и его партия разработали и внесли? Чем авторы фильма и вообще все государственное ТВ объясняют то обстоятельство, что они более недели призывали миллионы россиян присоединиться к празднованию 70-летия Ж.?
В фильме сообщалось о следующих подвигах Ж. Выиграл в «дурака» у чемпиона мира по шахматам Карпова. Чемпион мира сказал, что Ж. заложил в рукава двух тузов, но он, Карпов на него не в обиде. «На Ж. не обижаются!», – со счастливой улыбкой провозгласил автор фильма Игорь Кожевин.
Что еще из свершений? В 1991-м поддержал ГКЧП, а когда толпа собиралась его за это побить, смог удрать на автомобиле. Еще Ж. гордится халатом от Каддафи, который по его оценке стоит не менее $100 тысяч. Ж. рассказывает, что когда Каддафи его принимал у себя в шатре, то Ж. замерз, а Каддафи, добрая душа, дал свой халат, ну, а Ж. естественно его так и не вернул…
В панегириках во славу Ж. отметились: французский нацист Жан Мари ле Пен, художник Илья Глазунов и упомянутый выше шахматный чемпион Анатолий Карпов. Но самый длинный и цветистый комплимент Ж. произнес режиссер Никита Михалков. Он объяснил, что «если бы Ж. не было, его надо было бы выдумать». И далее долго перечислял достоинства Ж., среди которых отметил «острый ум», «сгусток непосредственности», «прекрасное образование», а главное, что «Ж. говорит то, что многие думают, но не решаются сказать». Кроме того, Михалков сообщил, что Ж. не дает спать. Правда, не объяснил, кому именно…
Триумфальное шествие и фактически появление в стране нового официального признанного культа Ж. было далеко не единственным новым ориентиром в российской политике, который задало российское телевидение. На минувшей неделе на НТВ состоялись две премьеры: «пранк-шоу «Звонок» и сатирическая программа «Салтыков-Щедрин шоу».
ВОВАН И ЛЕКСУС КАК КУМИРЫ НАЦИИ
Пранкерство – телефонное хулиганство. Цель – позвонить человеку и, выдав себя за другого, обнародовать разговор и выставить собеседника в смешном свете. Если между приятелями, наверное, это может быть вполне безобидно, и даже смешно. Если с незнакомым человеком, то в лучшем случае странно. Российские пранкеры Лексус и Вован это телефонные хулиганы, имеющие статус государственных патриотов. Они выставляют дураками исключительно врагов государства, причем как внешних, так и внутренних. Среди жертв патриотических пранкеров президенты четырех стран: Эрдоган, Порошенко, Саакашвили и Лукашенко. Причем, событием, предшествующим атаке пранкеров всегда была какая-то размолвка с Путиным: либо наш президент что-то нелестное сказал о жертве пранкеров, либо жертва допустила вольность по отношению к нашему президенту. На вопрос, «как вам удается дозваниваться до президентов и других известных людей» пранкеры отвечают, загадочно, мол, «у нас есть специальные каналы связи» и при этом, подмигивают и глазами показывают куда-то наверх, где, видимо, эту спецсвязь прокладывают.
Теперь, начиная с прошлой субботы, с 30.04.2016, телефонное хулиганство в России стало официально одобряемым и престижным видом деятельности, в одном ряду с космонавтом, депутатом и шоуменом. Поскольку именно они, пранкеры Лексус и Вован были главными героями этой передачи, которая теперь станет появляться в прайм-тайм по субботам. Основная идея данной передачи, которую вел Михаил Генделев, была в том, чтобы силами пранкеров проверить, как выполняются поручения Путина, данные по время прямой линии.
Первой жертвой пракнеров стал омский губернатор Виктор Назаров, у которого жители жаловались президенту на плохие дороги. За дороги отвечает мэр, но ему не дозвонились, поэтому решили от имени кого-то очень важного позвонить губернатору.
Губернатор тут же стал жаловаться на мэра, который «два года снег не вывозит», а также не вывозит воду, и вообще не слушается губернатора, говорит, мол, «ты меня не уволишь, я – народно избранный». А еще губернатор вспомнил, что во время прямой линии еще в 2013 году Путин сказал про этого омского мэра: «вот поросенок!».
Во время всего этого разговора, в ходе которого пранкер мало что интересного смог вытянуть из губернатора, поскольку толком не знал, что спросить и в проблемах сибирского города ничего не смыслил, но вот лица ведущего и других участников шоу переполняла искренняя радость. Это было счастье рабов, в присутствии которых секут барина. Счастье хунвейбина, которому позволили таскать за бороду ненавистного профессора, разбить ему очки и вывалять его в нечистотах.
«Вот поросенок!», – «гы-гы-гы!», – повторял ведущий Михаил Генделев, и вслед за ним ликовала студия. Когда губернатор, думая, что он говорит с кем-то из правительства или администрации, стал называть цифры, которые он выделил на ремонт дорог в Омске, ведущий Генделев повторял каждую цифру с таким многозначительным видом, как будто действительно понимал, много это или мало. «Полтора миллиарда рублей!», – восхищенно восклицал Генделев. Чувствовалось, что ему доставляет счастье, что он может подслушать разговор о таких суммах.
Потом решили позвонить мэру Архангельска, Игорю Годзишу. Жительница этого города жаловалась на неисправную канализацию. Мэр бодро отрапортовал «начальству», мол, все исправлено, канализация течет в трубах, а по улицам, наоборот, не течет. Но тут пранкеры решили пойти дальше и позвонили самой жалобщице, которая им сообщила, что канализация у нее теперь нормальная, зато теперь вода течет из-под крана со вкусом канализации.
И вот пранкер Лексус позвонил снова архангельскому мэру и наврал ему, что ему привезли в его кремлевский кабинет воду в банке из-под крана в Архангельске. И вот эта вода провоняла ему весь кабинет. И поэтому он предлагает мэру Анхангельска пойти немедленно и выпить эту воду из-под крана. Ликованию в студии не было границ. Все дружно показывали Лексусу большой палец.
После чего Вован дозвонился, наконец, до мэра Омска Вячеслава Дворковского. Это того, которого избрал народ, а Путин его называл в 2013 году поросенком. И вот пранкер Вован стал, выдавая себя за важного чиновника, объяснять этому избранному омичами 66-летнему мэру Дворковскому, что «главное качество и не забывать думать о людях». Народ в студии во главе с ведущим Генделевым ликовал. Все были очень довольны собой и договорились, что такую передачу надо делать ежедневно.
Вполне возможно, что мэр Омска, действительно, заслуживает названия «поросенок». Возможно, мэр Архангельска и омский губернатор руководят вверенными им территориями из рук вон. Тут требуется разговор немного другого формата и участие экспертов иного профиля, нежели Вован и Лексус. А наведение порядка в каждом из 23 тысяч муниципальных образований и 20 тысяч поселений России возможно лишь при смене персоналистского режима, когда всеми силами поддерживается иллюзия во всемогуществе правителя.
Что же касается шоу «Звонок» с возведением телефонных хулиганов в статус моральных авторитетов, то любопытно, фигуранты каких еще статей уголовного и административного кодексов будут в ближайшее время поощряться, рассматриваться как эталоны патриотизма и призываться на помощь режиму.
СМЕХАЧИ НАТУЖНЫЕ, ПАТРИОТИЧЕСКИЕ
Сатира в литературе и СМИ выполняют ту же функцию, ради которой шахтеры берут с собой канареек. Канарейка прекращает петь и первой гибнет при опасном повышении уровня метана в шахте. Сатира исчезает, когда уровень тоталитаризма и цензуры становится критическим.
При всех ужасах царской цензуры в те времена появлялись Грибоедов и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Чехов. При Сталине от русской сатиры остались огрызки в виде Демьяна Бедного и Кукрыниксов, а потом советским сатирикам было позволено хихикать над алкоголиками и тунеядцами в «Фитиле» и глумиться над империалистами в «Крокодиле».
Вот именно такой вариант правильно ориентированной советской сатиры и был предъявлен 30.04.2016 в дебютном выпуске шоу «Салтыков-Щедрин» на НТВ. Кстати, за заляпывание своими бездарными и трусливыми теле-изделиями чистого имени российского гения сатиры, лишние пару тысяч лет гореть в аду всем авторам и участникам этого позора. А именно: Николаю Фоменко, Алексею Кортневу, Дмитрию Колчину, Сергею Нетиевскому и Елене Скулкиной.
Для сатирика есть несколько смертных грехов и в каждом из них оказались повинны все без исключения участники этого «социально-сатирического шоу». Главный и абсолютно неотмолимый грех это высмеивать то, на что укажет начальство, а если начальство смеяться не дозволяет, значит, это смешным быть не может. Какой же может быть смех без начальственного дозволения.
Шоу «Салтыков-Щедрин» изначально задумывалось и было реализовано как «удар сатирой» по следам недостатков, выявленных в ходе путинской прямой линии. То есть смеялись в ту сторону, куда указала путинская длань. Как мы помним по предыдущей серии, путинская длань указала в сторону Омска. И туда уже дважды звонили пранкеры Вован и Лексус. И поминали, как мэра Омска Путин остроумно назвал «поросенком». Теперь в эту же воронку с того же федерального канала прилетела «сатирическая бомба». Главным поводом для веселья стал все тот же «поросенок», которым Путин обозвал омского мэра. «Гы-гы-гы! Поросенок!», утробно гоготала пятерка ведущих. «А с того времени поросенок подрос!», – искрометно пошутил кто-то, кажется Фоменко и все залились оглушительным смехом совершенно счастливых людей. Потом показали фото омского мэра, на котором он закрыл глаза и исказил лицо в какой-то гримасе, то-ли зевнул, то-ли еще что. Над этим фото пятерка сатириков хохотала минуты полторы.
Кстати, когда сатирик первым начинает смеяться над своей шуткой и смеется громче всех, как это делали Фоменко, Кортнев и другие смехачи из нового шоу НТВ, это значит, что в сатирическом организме что-то испорчено. А в случае с шоу «Салтыков-Щедрин» его создатели совершили еще один грех против жанра: их шутки не были смешными. Впрочем, один раз Алексей Кортнев, возможно смог кого-то рассмешить. Он решил посмеяться над Ильичом и для потехи привел его цитату, которая в его, Кортнева изложении выглядела так: «Учение Маркса истинно потому, что оно верно». Все радостно посмеялись тому, какой тупой был этот Ленин.
Алексею Кортневу 50 лет. Он учился в советской школе и даже поступил в МГУ, откуда потом был исключен. Про свою учебу в этом вузе сам Кортнев писал так: «Мои успехи в учебе были плохие. Мое образование осталось средним». Над Лениным, несомненно, можно и нужно смеяться. Равно как и над губернаторами, мэрами, а также дураками и дорогами. Но при этом желательно хотя бы примерно знать то, над чем смеешься, иначе смешным становится сам «сатирик». И еще желательно смеяться над тем, что смешно самому, а не над тем, на что укажет начальство.