Сегодня в мире высокоскоростных сетей железных дорог, где поезд мчится с эксплуатационной скоростью более 300 км/ч, немного. Технологию Синкансэн разработали в Японии. Первую линию с 17 станциями протяжённостью 515 км, которую поезд преодолевал за 2,5 часа, открыли между Осакой и Токио в 1964 года перед летней Олимпиадой. Самое примечательное в этой системе, конечно, сам поезд, называющийся ещё «поездом-пулей». А обязан он своими превосходными техническими характеристиками небольшим птицам из семейства зимородковые.
К их основным особенностям относятся клюв и лапки. Клюв, как правило, сильный и большой. Его форма варьирует и зависит от основной добываемой пищи того или иного вида. Так у зимородков, питающихся рыбой, он прямой и острый. Устремляясь за добычей, он с больших высот ныряет пикетом под воду, причём практически без брызг, расходящихся волн и шума. Этот факт привлёк внимание Эйдзи Накацу, инженера, руководившего испытаниями экспресса. Его заинтересовал момент, благодаря чему птица так легко справляется с резким переходом из воздушной среды в водную, ведь сопротивление воды намного больше сопротивления воздуха.
Найдя объяснение этому феномену, разработчики сверхскоростных экспрессов смогли разрешить сложную и неприятную проблему. Во время прохождения состава по тоннелю, воздух у передней части поезда сжимается, что приводит к резкому увеличению воздушного давления. Это приводит к тому, что на выходе из тоннеля происходит жуткий хлопок, который, словно взрыв динамита, влечёт за собой ударную волну. Тоннельные воздушные волны выдают хлопок, который в три раза мощнее скорости, с которой двигается состав, и являются прямой звуковой угрозой для жителей прилегающих районов. У людей возникали проблемы со слухом – сильно и болезненно закладывали уши, иногда до микроприступов.
Клюв зимородка стал прототипом лобовой части синкансэнов – они сегодня имеют обтекаемый длинный острый нос. В результате возросла и скорость экспресса, сократилось энергопотребление, и теперь, проходя через тоннель, поезд уже не создаёт таких опасных для здоровья волновых колебаний и выезжает почти бесшумно. Законодательно закреплено, что звук на скоростной магистрали не должен превышать 70 дб.
Начиная с 2000-х годов, японские технологии стали активно экспортироваться за границу. В самой Японии создан специальный исследовательский центр, где создаются и тестируются новые технологии и продолжают работать над усовершенствованием «поездов-пуль».