В 1987 году группу советских студентов за хорошую успеваемость отправили на практику в Болгарию. Туда мы шли на круизном лайнере с кучей иностранцев на борту. За обедом к нам за столик на четверых посадили буржуина из страны вероятного противника.
Мы сразу почувствовали пробел в знании иностранных языков и страшно комплексовали, чтобы не сделать за столом чего-то неподобающего гордого звания советского студента. При этом все равно перепутали ножи и вилки и едва удержались налить уксус в бокал для вина.
У меня к тому времени опыт пересечения границ пошел на второй десятков, но вот так, с ножом и вилками, было в первый раз. До этого либо поездом в школьном возрасте, либо самолетами ВТА во время службы. В десанте минус двадцать, внизу горы и никаких вилок.
А через два года с группой молодых научных сотрудников ехали на конференцию в Польшу. В поезде быстро освоились - переместились в одно купе и за столом появились сало, водка и гитара. Потом угодили в приключения, характерные для позднего СССР.
Назад возвращались в захваченном в Варшаве вагоне без белья и проводника. На границе нас от греха подальше вообще не проверяли - проснулись уже в Украине. В Киеве договорились с машинистами, перецепили вагон к "Черноморцу" и поехали прямиком в Одессу.
--
Человек без политического опыта, попадая в большую политику, чувствует себя примерно так же, как мы на круизном лайнере. Он встречается с новым миром, в котором боится совершить ошибку и все равно делает ляпы. Потом осваивается и делает новые ляпы.