Все-таки чем хорош украинский президент, так это своей способностью удивлять. Вот кажется, что все уже – дно! Марианская впадина. Дальше жизни нет и быть не может. Но тут – тук-тук-тук.
Откуда-то снизу раздается мелкое радостное постукивание и развязный хрипатый баритончик из нижнего днища нижнего ада начинает: Дорогі українці. Каждый вечер вечер наступает вдруг. Если делать нечего тебе, мой друг, если ты от жизни от своей устал - может быть, заглянешь в наш вечерний квартал?
И таки приходится заглядывать. Выбрали ведь. Или из страны уезжай – или заглядывай. Поднимаешь крышку ноутбука, заходишь на новостной сайт – а там целая вселенная слабоумия. Нынешняя неделя исключением не стала. Наоборот, это был золотой период президента, когда он в полной мере смог проявить государственный ум, решительность и отвагу. В общем, что происходило с Зеленским с понедельника по субботу, описывает одна из телеграмм Остапа Бендера подпольному миллионеру Корейко.
Графиня с изменившимся лицом бежит к пруду.
На этой неделе произошло главное событие в жизни Зеленского. Мышь покинула родившую ее гору и, пища от страха, побежала к другой горе. Зеленский ушел в дрейф от Коломойского к его принципиальному, даже скорее концептуальному оппоненту – Ахметову. Переход ознаменовался традиционным стыдным балаганом, уже, похоже, ставшим фирменным стилем президента. Коломойский блокировал своими титушками «Центрэнерго» и машинами вывозил документы из офиса крупнейшей государственной теплогенерации, о которой правительство после более чем полугодичного 2-миллиардного грабежа Коломойским все-таки вспомнило. А также не менее сюрреалистичными личными предложениями Зеленского ДТЭК приватизировать «Центрэнерго» в комплекте с убыточными государственными шахтами.
То есть по сути, президент предложил Ахметову коррупционную схему. Потому что в нынешних условиях такая конструкция «Центрэнерго»+убыточные госшахты, добывающие уголь с себестоимостью, иногда в несколько раз превышающей рыночную цену», может существовать только при государственных вливаниях. А после открытия импорта электроэнергии из РФ, к слову, являющегося прямым подрывом национальной безопасности, и рентабельность самого «Центрэнерго» под вопросом. А после того, как Зеленский объявил, что все порешает с Антимонопольным комитетом («если они против, то будут за»), в ДТЭК с хорошо контролируемой брезгливостью от царского подарка отказались, сказав, что будут развивать возобновляемую энергетику.
Но крен к Ахметову уже сделан, с его стороны уже есть медийная поддержка телеканалами и благотворительные поставки оборудования для лечения коронавируса Минздраву и снабжение зоны обсервации в Новых Санжарах защитной врачебной экипировки и реагентами для выявления коронавируса. Во что выльется это сотрудничество в целом – увидим по новому Кабмину.
К слову, управленческому подходу структур Ахметова команде Кабмина поучиться стоило бы. Например, 200 скорых, подаренных фондом Ахметова, на которых пиарился Зеленский. Эти машины были куплены по цене 1,86 млн грн. А ранее Минздрав закупил такие же автомобили за 2,4 млн грн. То есть, 540 тыс грн на одном авто – кто-то получил такую «премию» к министерскому окладу. Если бы, скажем, эти 200 машин купил Минздрав, то гешефт составил бы 108 млн грн. Ну там государственные деньги, а тут свои. Корпоративный стиль у Рината Леонидовича, правда, жестковат. Нет, сейчас никаких бит, терриконов, тазиков с цементом. Но когда один из региональных топ-менеджеров ПУМБа проворовался, то натурально по закону сел. Будет ли перенесена эта благотворная, открывающая в людях духовность и чистоту, управленческая практика в государственный менеджмент в случае прихода туда людей из СКМ? Было бы для страны хорошо, но не верится.
А мы переходим ко второй части марлезонского балета в исполнении президента. Зеленский менял премьера. Тут просто семейная драма. Муж недоволен женой – по хозяйству не справляется. Жена говорит: но, чувак, ты сам ни что не способен, кроме видосиков для болванов, у тебя в голове пустота, ты примитив. А тот говорит: я муж, мне можно! А вот тебя надо менять. Но дам тебе испытательный срок. И во время этого срока приводит домой другую женщину. Спортсменку, комсомолку и очень хозяйственную. Муж говорит: вот смотри, жена, она с нами поживет, освоится, поможет тебе, как тебе такой вариант? Жена говорит: да я ее и сама приглашала. Но тут соседи начинают орать: кого ты привел? Да она тут до тебя со многими была! И тогда муж говорит женщине: ну мы на паузу пока поставим. А жене: ну, ты работай, не обращай внимания! А жена, все это терпевшая полгода, вскидывается и кричит: ну, раз я тебе не нужна, то сама уйду!
Делается вброс (видимо, Ермаком), что вот 99% будет Тигипко. Все. Решено. Країні потрібен Тигипко. Только он, родной. Проходит пару дней. Зеленский проводит совещание. Вердикт – надо подождать. Нельзя такие вопросы — вот так с кондачка решать. И тут уже идет новый вброс – а зачем это надо Тигипко? У него и так все есть. Быть папуасом у клоуна, который его раньше на кооперативах смешил? Так он и сейчас смешить начнет, но только смеяться уже нельзя будет. И вот Арахамия провозглашает – не Тигипко!
Зеленский инициирует внеочередное заседание Рады 4 марта, на котором, возможно, будет рассмотрен «кадровый вопрос» - замена Кабмина. И на том же заседании предполагается отменить люстрацию, потому что и Тигипко, и Хорошковский, и другие уважаемые люди, работавшие у Януковича – под нее подпадают. А после отмены люстрации можно сразу Миколу Яныча с лопатой и капустой и Минсдох с Клименко. Должно же опять наступить Украине Klymenko time. Одного ж раза мало было, как видно.
Но цирк продолжается. Соросята чуют свою кончину и начинают рисовать Гончарука как пламенного борца с Коломойским. Вот кем он был, оказывается. Гончарук якобы пишет заявление об отставке, но подает опять его не Раде, а Зеленскому (мы же семья). А уйти Гончарук хочет, потому что Зеленский раскритиковал его за замену руководства «Центрэнерго», и распекал за то, что он расстроил Игоря Валерьевича. В этом вбросе – все соросята: нагадить напоследок. Сидеть тихонько на потоках, молчать, мычать, подписывать мировые соглашения по «Укрнафте» с Коломойским, задумчиво смотреть на ад в энергетике, на авиационные долги Коломойского, короче, на все, а потом, когда выгоняют пинком под зад, закричать: вы коррупционеры! Мы боролись с вами! А если я погибну, то Сороса отряды, то Сороса отряды отплатят за меня!
А победителем в этой истории вышел Тигипко, независимо от того, назначат его или нет. Сергей Леонидович опять оказался на гребне славы. Совсем как в 2010, когда российские технологи вывели его на 3 место на президентских выборах с результатом в 13%.
Кстати, о процентах. Рейтинг Зеленского обвалился до 40%, его партии – до 36%. А количество украинцев, которые считают, что дела в Украине развиваются в неправильном направлении, за полгода выросло втрое – до 53% по сравнению с 17%, которые были в сентябре 2019 года. Цифры неприятные. Но только на первый взгляд – если считать банально, математически, как Центр Разумкова. А если к делу подойти творчески, то провал можно преподнести как взлет!
Так и поступил КМИС, который объявил, что рейтинг Зеленского – вырос! Ну, не по сравнению с прошлым месяцем или позапрошлым. А по сравнению с первым туром президентских выборов прошлого года! Если бы выборы прошли сейчас, то Зеленский бы всех победил, заключает КМИС. Ну разве не красавчики? Не давал ли социологам случайно уроки министр энергетики Оржель, заявлявший перед поднятием цен в январе на газ, что цены будут дешевле на 7%, чем год назад. А получилось на 20% больше, чем в декабре. Но красиво же звучало! Сравним что-то с пальцем и покажем народу. Это уже стратегия отчаяния.
А от отчаяния можно решиться на что угодно, считает спикер Дмитрий Разумков. Даже избрать его президентом вместо Зеленского. Пока вы спали, в главном кресле парламента пророс и заколосился маленький Гройман. По уровню амбиций, по-крайней мере. Украинцы могли выбрать чувака, который с двух рук расстреливал в сериале депутатов, могли черноротого медвежонка Волдо, произносящего «я ваш приговор на стадионе», но покемона Пикачу Разумкова – нет, не в этой жизни.
Ну закончим на оптимистической ноте. Украина замерла в ожидании коронавируса. Народ запасся лопатами для рытья рвов, камнями для обсервации заболевших и водкой с салом и чесноком для лечения. А мы напомним статистику. Количество жертв эпидемии за два месяца – менее 3 тысяч человек. Для сравнения: от обычного сезонного гриппа только в США с начала зимы скончалось более 10 тысяч человек. А в целом, по данным ВОЗ, каждый год сезонная эпидемия уносит от 290 до 650 тысяч жизней. В одной Англии ежегодно от гриппа умирает в среднем 17 тысяч пациентов. Смертность от коронавируса – 2%, от атипичной пневмонии в 2002/2003 годах – около 10%. От вируса ближневосточного респираторного синдрома (MERS) умирал в среднем каждый третий. Так что по этому показателю Covid-19 сильно уступает своим предшественникам. Так что норм. Если пережили «Слугу народа» - переживем и коронавирус.