"ПОЛИТИКА, КАК РЫНОК" - Юрий Христензен

"ПОЛИТИКА, КАК РЫНОК" - Юрий Христензен

Рынки с асимметричной информацией - это рынки, на которых продавец знает о товаре больше, чем покупатель. Из-за асимметричности информации низкокачественные товары начинают вытеснять высококачественные с рынка. Это явление принято определять как отрицательный отбор. Он состоит в том, что в условиях асимметрии информации участники сделок отличаются в худшую сторону от тех, кто в них не участвует.

Если рассматривать государство как регулятор, заинтересованный в общем благе, в его задачу входит уменьшение "асимметрии" рынков. Для этого в развитых экономиках от продавца требуют раскрытия информации, которая необходима покупателю для принятия рационального решения. Запрещено включение в договор купли-продажи скрытых условий. Запрещена реклама продуктов, качество которых покупатель не в силах оценить.

Пример - сложные инвестиционные предложения, некоторые виды страховки и банковских услуг. Рынок лекарств и подержанных автомобилей - любой рынок, где продавец знает о товаре важную информацию, которую не знает покупатель. Это касается как владения информацией продавцом, так и ограниченного уровня рациональности покупателя, который не способен сделать оптимальный выбор даже имея всю необходимую информацию.

--
Политика - это тоже рынок с асимметричной информацией. Политики-популисты на нем получают конкурентное преимущество, рекламируя "качественные" политические услуги, которые таковыми не являются. Рациональности большинства избирателей недостаточно для того, чтобы распознать подделку. При этом действует отрицательный отбор - низкокачественные предложения начинают вытеснять высококачественные с политического рынка.

В Украине за последние годы многое сделано для раскрытия информации о политиках и чиновниках. Заказчиками этого процесса выступили внешние доноры, а исполнителями сами политики и чиновники. При этом неудивительно, что информация оказалась неполной, за непредоставление информации не наступает ответственность, а форма отчетов максимально запутана, чтобы избиратель не смог ими воспользоваться.

Журналисты изучили отчеты и сообщили о состояниях чиновников, политиков и их талантливых жен. Избиратели сделали вывод - "Все воруют!" - и выбрали себе политиков без политического опыта. Но это все равно рынок с асимметричной информацией. Просто на нем не только избиратели, но и политики без опыта не имеют представления о предлагаемом товаре. А те, кто имеют, не участвуют в рынке. В этих условиях сохраняется отрицательный отбор.

--
У homo sovieticus не сформировался и не мог сформироваться ряд навыков. Это навык политического выбора, навык инвестиций, навык делать пенсионные накопления, навык контроля власти, навык объединения для защиты общих интересов и другие навыки свободного конкурентного общества. Когда им дали свободу, они избрали себе популистов, понесли деньги в МММ и принялись заряжать банки с водой перед телевизором.

Когда им раздали ваучеры на госсобственность, они не сумели ими воспользоваться. А те, кто сумели, прибрали собственность к рукам с ваучерами, или без. То же самое произойдет с рынком земли, если куплю-продажу разрешить в условиях асимметрии информации. Это не значит, что рынки земли, инвестиций и политический рынок не нужны. Это значит, что на них будет действовать отрицательный отбор, покуда информация асимметрична.

Задача "взрослой" части общества - преодолеть эту асимметрию. Для этого необходимо обучить покупателя и продавца необходимым навыкам на "сложных" рынках. Состыковать их с имеющимися навыками на "традиционных" рынках. Разжевать доступную информацию с помощью обзоров, тестов, инфографики и т.д. Покуда этого не произойдет, на асимметричных рынках будут выигрывать низкокачественные предложения.

Юрий Христензен