Была когда-то такая рубрика в газетах – «Возвращаясь к напечатанному». То есть подняли в СМИ какую-то проблему, а спустя какое-то время отслеживают результат. Как отреагировали ответственные лица, какие меры приняты и, главное, что в результате изменилось. Хорошая, кстати, практика. С милой привычкой наших чиновников игнорировать скандалы и ждать пока новость «сама по себе забудется» и ничего не делать – стоит ее возродить. Итак, две недели назад 4 января я писал о странной ситуации, которая сложилась в ГП "Морской торговый порт "Черноморск". Ждал реакции от Мининфраструктуры и самого министра. Пока не дождался. Ну, мы люди не гордые, можем повторить вопрос.
Сразу коротко про очевидные вещи. Украина – правовое государство. То есть до приговора суда любой гражданин считается невиновным – работает презумпция. Никто не назовет человека преступником до приговора и в тюрьму не посадит. Но! Если чиновник попадается на коррупции в формате, который правоохранители называют «с поличным в момент совершения», а народ формулирует короче «попался на горячем» - его как минимум отстраняют от работы. Следствие идет своим чередом, а ведомство на скандал реагирует самостоятельно. Это вопрос гигиены и репутации. Но в нашем случае все с точностью до наоборот.
Итак, напоминаю историю вопроса. 10 декабря 2020 детективы Национального бюро по процессуальному руководству САП уличили в вымогательстве и получении взятки в $250 тыс. руководителя ГП "Морской торговый порт "Черноморск" и лицо-посредника. Как сообщили тогда в НАБУ (и показали деньги), руководитель государственного предприятия требовал деньги за согласование плана санации обанкротившейся частной компании, в комитете кредиторов которой ГП мало большинство голосов. Эта компания вела переговоры с частными инвесторами. Однако их привлечения требовало согласования комитета кредиторов. Поэтому, когда руководитель ГП почувствовал серьезность намерений одного из инвесторов, потребовал от него плату за "лояльность", оценив ее в $ 250 000.
Крапка. Правоохранители провели блестящую операцию, дальше рутинная работа следствия. Задержанный за вымогательство отправляется в СИЗО, его обязанности пока выполняет зам по инфраструктуре и охране труда Михайлов. Процесс идет в рамках логики и правового поля. Через какое-то время задержанного главу ГП, а им оказался Игорь Шевченко, выпускают из СИЗО. Под залог, все по закону. До приговора суда он может выйти под залог, тут криминала нет. Но ведь дальше начинается уже совсем непонятные процессы, которые уже касаются не НАБУ, а Администрации морских портов Украины и Мининфраструктуры. Попавшегося на получении взятки и вышедшего из СИЗО на время следствия Шевченко… возвращают на работу. В то же самое кресло.
То есть документированное задержание, фото с видео и демонстрация изъятых при передаче денег никак не убеждают наших чиновников в необходимости хотя бы временно отстранить главного участника этого процесса от выполнения обязанностей. С какой целью его возвращают на должность? Отбить траты на залог? Абсурд, согласитесь. Понятно, что будет большой скандал. И в этом кресле держать Шевченко слишком уж вызывающе. Говорят, что его переведут на другую должность в этом же .
Я этот вопрос задавал две недели, но в публичной плоскости никакого ответа не услышал. Более того, Шевченко продолжает работать на той же должности. Я повторю вопрос: Чем так ценен для министра Криклия конкретно этот Шевченко? Почему министерство игнорирует логику, здравый смысл, правила приличия и несет репутационные потери на ровном месте? Простите, но при Порошенко в таких случаях отстраняли сразу – до вердикта суда. Даже при Януковиче, если уж человек на такой должности влип в такой скандал – отстраняли сразу! Потому что попался на взятке один человек, а отсутствие реакции подставляет всю вертикаль до министра и премьера включительно. Если они не реагируют, значит, их все устраивает? У нас пока тишина. Ни АМПУ, ни министр, ни премьер не реагируют. А мы ждем. Реакции министра...