Министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что дипломатическое ведомство работает над форматом визового режима между Россией и Украиной. Сейчас, по его словам, министерство анализирует возможные риски для граждан Украины, проживающих в России, и в конце концов придет к решению, как и когда это можно будет осуществить.
Вопрос введения виз для россиян поднимают не впервые. В октябре Верховная Рада собиралась голосовать за постановление об обращении к Кабмину о отмене безвизовых поездок для граждан РФ. Тогда подобное намерение было встречено неоднозначно из-за вероятных негативных последствий для украинцев, которые находятся на заработках в Российской Федерации. В частности, сам Климкин высказался против введения визового режима с Россией. Впрочем, голосование в парламенте осенью так и не состоялось. А теперь оказалось, что вопрос с повестки дня не снят, хотя его эффективность и своевременность вызывает много вопросов в экспертном сообществе.
Директор Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины Григорий Перепелица:
Визовый режим надо было вводить с началом войны – это обезопасило бы нас от тысячи “туристов”, которые приехали, как вы помните, в марте-апреле и захватывали административные здания в Харькове и Донецке, срывали украинские флаги, вешали российские триколоры. Тогда никакой реакции относительно закрытия границ и тем более введение визового режима абсолютно не было. Ну, теперь, слава Богу, через два с половиной года войны додумались вводить визовый режим.
Визовый режим обеспечивает внутреннюю безопасность страны. У нас страна разваленная, 400 километров границы нет, забрали границу акватории Азовского моря, забрали Крым, а мы думаем, вводить визовый режим не вводить. Это просто абсурд. Мы думаем о тех заробитчанах, но не думаем о безопасности 45 млн человек в середине страны, о безопасности наших объектов. Если бы мы об этом думали, мы бы сразу ввели визовый режим, потому что это – один из инструментов внутренней безопасности страны. Я считаю, что это будет эффективное решение, потому что сейчас за пересечение границы вы максимум можете отделаться штрафами. А в лучшем случае вам просто скажут: “Больше не пересекайте границу”. А с визовым режимом вас могут уже за 200 км от границы, в середине страны, остановить и посмотреть ваш паспорт. Если у вас нет визы – то тогда вас арестовывают и депортируют. Сколько у нас тут русских ходит, которые незаконно пересекают границу? Я думаю, сотни, а, может, и тысячи. И это же потенциальные диверсанты.
Я не могу объяснить такой нигилизм нашей власти, начала поднимать вопрос введения визового режима только сейчас. Это абсолютный алогизм. Схватываются за Крым, когда он уже оккупирован, другие запоздалые решения, которые никакой логике не поддается. Еще несколько месяцев назад господин Климкин выступал категорически против введения визового режима. Теперь, очевидно, они решили проанализировать ситуацию. Возможно. Но это мой логический вывод, который никоим образом не может объяснить такие непрогнозируемые действия нашей власти.
Эксперт Международного центре перспективных исследований Евгений Ярошенко:
Сейчас поднимать вопрос визового режима с Россией как-то нелогично и неуместно. Если бы Украина это сделала в марте 2014 года во время аннексии Крыма или в сентябре 2014-го во время интервенции российских вооруженных сил – это был бы адекватный логичный шаг, направленный на защиту национальной безопасности Украины и для демонстрации готовности защищать Украину от возможных деструктивных факторов, которые поступают из России. Однако если в ближайшее время будет принято такое решение, то это будет означать, что Украина – нелогична, несистемна, непоследовательна в своей внешней политике и отстаивании национальных интересов. Это будет означать, что у Украины нет какой-то целенаправленной стратегии, как себя защищать, и это будет скорее эмоциональное решение, чем рациональное.
Кроме того, визовый режим с Россией необязательно будет способствовать укреплению национальной безопасности Украины. Дело в том, что введения визового режима – недостаточно. Если у нас не будет должным образом усиливаться граница, если Государственная пограничная служба не будет должным образом разоблачать попытки контрабанды и коррупции во время пересечения границы, то нет и смысла от введения визового режима с Россией.
Есть много других ограничительных мер, которые могут быть более эффективными: например, введение предыдущих онлайн-деклараций граждан, которые хотят въехать в Украину, или что-то вроде того, что Европейский союз предлагает Украине после введения безвизового режима, чтобы доказать цель пребывания без уплаты визового сбора и без оформления официального разрешения на въезд.
Около половины граждан Украины не поддерживают эту идею по разным причинам: у кого-то там родственники, кто-то считает, что это неэффективно. Но прокачка этой идеи – это, скорее, популизм, направленный на то, чтобы показать, что нынешнее правительство готово решительно отстаивать национальные интересы Украины. Это решение, возможно, не было бы популизмом, если бы включало обсуждение последствий.
Насколько я понимаю, есть запрос на такое решение, оно активно обсуждается, определенные политические круги готовы сейчас принять это решение, однако ждут реакции других органов власти. Там нужно согласовывать между Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, Министерством иностранных дел, Госпогранслужбой. Введение визового режима со страной, с которой долгое время были тесные отношения – это очень длительный процесс.
Очевидно, что в ответ Россия захочет отыграться на нескольких миллионах украинских граждан, которые там работают. Это может быть усложнение процедуры получения разрешения на работу – будет больше бюрократической волокиты. Возможно, как это было с Грузией 10 лет назад, будет больше произвольных и необоснованных задержаний украинских граждан на основании нарушения миграционного законодательства. Также не исключается, что в ответ Россия введет симметричный визовый режим. Но большей опасностью я считаю не его, а дискриминацию и усложнение условий пребывания украинских граждан на территории России.
Политолог Петр Олещук:
Следует ли вводить визовый режим – это вопрос довольно-таки сложный. Теоретически, если мы говорим о движении в направлении Европы – то это должно означать в том числе и введение неких ограничений, скажем так, на восточном направлении. Однако тут возникает целый ряд вопросов, которые связаны с другими формами сотрудничества украинского и российского государств.
Ни для кого не секрет, что у нас до сих пор действуют дипломатические отношения, они не разорваны. Далее – мы каким-то образом не пресекаем полностью экономическое сотрудничество с Россией, целый ряд российских учреждений, фирм продолжают свою работу на территории Украины. Тут следует вспомнить российские банки, которых у нас более чем достаточно. И примеров можно приводить массу.
Исходя из этого, наверное, сам безвизовый режим – не является более приоритетным вопросом по сравнению с другими, потому что все-таки он больше ударит по обычным гражданам и, соответственно, создаст для них определенные проблемы. В то же время, нужно поднимать вопросы сотрудничества с Россией не рядовых граждан, а, в первую очередь, политиков, крупных бизнесменов и тому подобное.
Почему подняли этот вопрос сейчас? Я думаю, что это такая резервная тема, которую разные политики начинают упоминать в двух случаях: первый случай – приближение выборов, второй – серьезная кризисная ситуация в стране и какие-то не самые однозначные действия власти. Опять-таки ни для кого не секрет, что эпопея с безвизовым режимом для Украины с ЕС закончилась не так, как ожидали украинские граждане и политики. И многие обвиняют в этом Климкина. Климкин берет популярный тезис “давайте введем визовый режим с Россией”, показывает себя патриотом, таким образом перекрывая, по крайней мере частично, негатив, связанный с его именем. Но я думаю, маловероятно, что очень скоро к реализации этой идеи придут.