Сытник оказался гораздо менее принципиальным, но зато куда более договороспособным, чем Смолий, и в который раз после балансирования остается в своем кресле. Законопроект об увольнении главы НАБУ был отправлен на доработку. Офис президента застопорил инициативу, хотя еще вчера ходили слухи о наличии 240 голосов «за». В то же время Конституционный Суд Украины перешел к закрытой части рассмотрения дела о конституционности назначения Сытника указом Порошенко в 2015 году.
Складывается впечатление, что в Офисе заинтересованы в том, чтобы Сытник решение о своем уходе принял сам, как Смолий. Поскольку защищен законодательно глава НАБУ, как и глава НБУ очень качественно: его увольнение через законопроект Гончаренко выглядит весьма сомнительным – обратное действие закона. Через Конституционный суд – явно политический шаг. Лучше бы сам. Но нет такого инсектицида, который бы выкурил Сытника из здания Сурикова до 2022 года.
В этом желании власти убрать Сытника дело, конечно, не в том, что Шерлок, которого мы заслуживаем, подобрался к Коломойскому. И вот-вот, буквально завтра, выдвинет тысячу и одну пидозру, которые ужаснут Игоря Валерьевича и заставят его трепетать, как гласит свежий темник соросят.
На самом деле Сытник для Офиса – неприятное пустое место. Он, конечно, с одной стороны – не лезет куда не надо, можно его даже ангажировать по мелочи, например, Омеляна погонять. А с другой стороны – безоговорочной послушности ГБР нету, ключевые просьбы саботирует – потому что хозяева другие. А очень бы хотелось свое пустое место, чтобы сидел в его кресле второй Иван Геннадьевич, которому бы можно было позвонить насчет какого-нибудь черта из Верховной Рады, например, и быстро этого черта закошмарить.
У Коломойского, который руками Дубинского инициирует внеочередную сессию для рассмотрения законопроекта – тоже есть резоны завести своих людей в НАБУ, а такая возможность наверняка появится в случае перезагрузки его руководства. Кроме того – это принципиальная атака оппонентов-соросят, для которых НАБУ является последней крепостью, из большинства остальных - выбили.
И меньше всего Коломойский переживает, что Сытник что-то там кому-то объявит. Для этих объявлений у Сытника были годы, еще при Порошенко. Чтобы понять, что сейчас ничего Коломойскому от НАБУ не грозит и грозить не может, достаточно произнести одно слово – «Центрэнерго». Самая дерзкая и масштабная схема грабежа государства при Зеленском. 2 млрд убытков, 4 млрд долгов. Может, хоть дело завели? Нет. Коррупцию на «Центрэнерго» НАБУ расследовало только при Порошенко, когда госпредприятие приносило миллиардные прибыли. Даже Порошенко допрашивали в прошлом году, а сейчас извините – дурних нема.
Сытник удивительно талантливо профанировал действительно большую идею борьбы с топ-коррупцией, превратив возглавляемый орган в политическое шапито со спецназом и оперативно-следственными функциями. Есть ли хоть одно значимое дело НАБУ с приговором? Все эти годы Сытник рыдал в эфирах о том, что нет у него Антикоррупционного суда, вот запустится ВАКС – и тогда погодите, враги. И вот запустился ВАКС, долгая мхатовская пауза, и первый коррупционер отправляется за решетку – депутат облсовета за взятку в 5 тыс долларов. Так. А адвокату, дававшему взятку 5 млн долларов главе ФГИ – дают условно. А «крестного отца контрабанды» Альперина, вину которого НАБУ пытается доказать с 2016 года – ВАКС отпускает и снимает с него браслет.
Похожая история и с Бахматюком. Вторым после Коломойского финансовым мошенником, который вывел из двух своих банков средств вкладчиков и рефинансирования НБУ на более чем 30 млрд грн. НАБУ вело его дело с 2016 года. Закончить его до того, как Луценко захоронил дело в Нацполиции, Сытнику мешало несколько вещей: политические договорняки с лоббистами Бахматюка, главным из которых был собственный заместитель Сытника – Новак, интересные отношения с самим Бахматюком, люди которого «отдыхали» Сытника и записывали его нетрезвые речи о Хиллари в «Полесском-Сарны», и профессиональная непригодность Сытника – уже хотя бы потому, что он допустил ситуацию, когда его отдых организовывают и оплачивают бандиты Бахматюка. И поэтому Бахматюк по-прежнему на свободе, решает с Офисом, покупает решения Печерского суда и Генпрокурора, продавливает закрытие дела НАБУ, совсем как Коломойский, грозя закрыть свои фабрики, вводя в обиход многозначительное выражение «яичный бойкот». Хотя по-хорошему эти фабрики давно должны были арестованы и переданы АРМА.
И американцы из демократического обкома тоже прекрасно знают цену Сытнику. И единственная причина, по которой за него так держатся, классическая: сукин сын, но наш сукин сын. Какой-никакой, но рычаг контроля и влияния. Провести кого-то лучше шансов все равно нет, а эти заменят нам наш пудинг на свой кисель вроде Ивана Геннадьевича, или того хуже – какие-нибудь щи вроде Бабикова-Бибикова.
Вообще все интересанты сбития Сытника перечислены в авторах законопроектов – №3133 и альтернативных. Гончаренко – это ведь не ЕС, как может показаться, а Бахматюк, старые отношения. Славицкая из ОПЗЖ – помощница Кивалова. Интерес ОПЗЖ – он в отодвигании американцев в принципе. Как, собственно и Коломойского. Дмитрий Лубинец – это делегат от Авакова, отношения которого с Сытником известны. Андрей Николаенко – "Батькивщины" и Тарута. Александр Качура из «Слуги народа», который на конец прошлого года был действующим главой районной ячейки «Украинского выбора» Медведчука.
Убрать Сытника можно было бы только с предъявлением Западу сильной альтернативы, поскольку о Сытнике там, повторимся, и так все давно и хорошо понимают, и видят ненеэффективность и политическую ангажированность на примере того же "Роттердам+". Однако альтернативы (хотя бы Углавы, например) не предъявляется. И в этом случае снос главы органа, который, собственно, и был создан американцами, будет воспринят как антизападный разворот власти, который начался с принуждения Смолия к отставке и кидка МВФ.
Следствием этого кидка, ощутимым для каждого украинца, станет эмиссия гривны и девальвация, которую готовит власть независимо от того, кто бы ни занял пост главы НБУ. И Запад все это прекрасно понимает. О чем свидетельствует, например, нехарактерно жесткая статья «Вашингтон пост». Где говорится о «неуправляемости украинской политики и неспособности Зеленского ее контролировать». О его союзе с Коломойским и с «промышленным лобби, утверждающим, что Украине не нужен МВФ». О том, что президент Украины призывает к 11-процентной девальвации гривны. Результатом деятельности Зеленского издание называет «возвращение к разрушительной экономической политике, проводимой при Януковиче».
Мы знаем, что американцы знают, - решили в Офисе президента. Горела хата, гори и сарай. Уже ясно, что финансирование остановлено, так зачем нам себя сдерживать? И в деле контроля над НАБУ, и в деле контроля над печатным станком? У нас есть 28 млрд долларов золотых запасов, низкий импорт и покупательная способность населения, будет неплохой урожай. Эмиссия и снижение курса гривны – это уже фактически решенный вопрос еще до назначения нового главы НБУ. Это следует из смутных речей самого Зеленского про гривну и вполне конкретного интервью председателя парламентского комитета по вопросам экономического развития, экс-соратника Саакашвили – Дмитрия Наталухи из «Слуги народа».
Наталуха прямо говорит: будем поддерживать финансово-промышленные группы, чтобы их сотрудники не уехали за границу. Уже интересно. А как поддерживать? Проводить эмиссию, потому что экспортерам выгодна слабая гривна. Браво. Правда, эти сотрудники на свою зарплату смогут купить уже гораздо меньше, но это уже детали. Наталуха прямо говорит, цитируем, что «надо смириться с мыслью», что «любая эмиссия не проходит незамеченной, и будет определенный всплеск цен и курса в случае, если будет принято такое решение, это 100%». Ну, вот мы и дождались шоковой терапии от Зеленского. Каких вам реформ еще не хватает? Может, все-таки можно как-то без обвала гривны, все-таки выборы скоро, - робко спрашивает Наталуху интервьюер. «Давайте иначе сформулируем вопрос. А откуда брать деньги?», - режет правду-матку депутат Зеленского. Тут уж крыть нечем. Понятно, что только напечатать.
Так что, судя по всему, нас ожидает очень интересная осень, и новая финансовая политика власти заставить нас забыть о таких пустяках, как борьба за НАБУ.