Все немного недоумевают, зачем
Зеленский хочет крупным инвесторам (более 100 млн долларов) дать по
няне. Ведь для решения бизнес-вопросов инвесторы такого уровня нанимают
консалтинговые и юридические компании, которые их и обслуживают. Зачем
им еще и няни, а тем более в режиме 24/7? А Арахамия все объяснил. Как
сказал Давид, Украина тем отличается от России, что если в России даешь
взятку, то получаешь гарантии, что она сработает, а вот в Украине таких
гарантий нет. Ну теперь все стало на свои места. Пазл сложился. Няни
будут следить, чтобы не было беспредела: если инвестор занес, как
полагается, не быковал, не съезжал с темы, то он должен получать услугу,
и никакого кидалова. Чтобы все по-честному – как в России. Зеленский
представил вчера в Давосе теплую ламповую концепцию института смотрящих
от президента, но не нашел понимания у бизнес-сообщества.
Давайте
поймем и простим президента. Ему очень нелегко. Скоро уже будет год с
момента победы на выборах. Обещали много хлеба и зрелищ, а что
получилось? Что президент сможет сказать об экономических успехах страны
– вчера ФОПов душили, душили…
душили, душили? Промпроизводство,
инвестиций нет и вряд ли будут, безработица растет. Укрепление гривны –
но это ведь до поры до времени, пока спекулянты долг покупают. Это
укрепление – как снег в горах. Пока тихо – он лежит, и кажется, что так
будет всегда. А потом кто-то крикнул – и начинается лавина. Единственная
отрасль в экономике, где есть успехи – это Игорь Валерьевич
Коломойский. Да, после победы Зе на выборах Коломойский – это уже
отрасль, и не просто отрасль, а отрасль с льготным налогообложением и
дотациями от государства. В виде решений судов по эксклюзивным тарифам
на электроэнергию и списания долгов по рефинансированию НБУ, и
законопроектов по открытию импорта электроэнергии из РФ по демпинговым
ценам.
Так что с хлебом прорыва ждать не приходится. Даже няни не помогут. А вот как со зрелищами? Обещали весну, которая покажет, кто где крал. Но не показала ни весна, ни лето, ни осень, ни зима. Обещанных посадок и чисток нет. Потому что коррупция, которая была в правоохранительной и судебной системе, за время правления Зеленского только усугубилась. О каком из правоохранительных органов можно сказать, что при Зеленском он очистился и стал лучше? Перечислим реперные точки правоохранительной системы при Зеленском.
СБУ. Поставил приятеля юриста без опыта работы в Службе. Зато с опытом работы с Суркисами и их схемами в энергетике. С чего начал Баканов – с бравого захода на «Арселор». Привет, инвесторы. Не узнаете, это Вова и Ваня в балаклавах. Что еще? Главк «К», который Зеленский лично обещал ликвидировать, и даже подписывал «антикоррупционную адженду» с Шабуниным – не ликвидирован. И сейчас об этом не вспоминают ни Зеленский, не Шабунин. В самом деле, зачем резать главную дойную корову? Что еще – просьба к личному составу не бухать на Новый год, Куршавель, отсутствие на совещании СНБО по Боингу, заявления в пользу российско-иранской версии («достаточно открыть инструкцию по эксплуатации ЗРК, чтобы возник ряд вопросов»).
ГБР. Тут просто праздник. Как показали «пленки Трубы», ведомство в ручном режиме управлялось Офисом президента. Труба согласовывал свои действия с главой Офиса президента, его замом и лично с президентом. Ну и конечно позиция «чего изволите» по отношению к Портнову. После того, как это становится известным, Трубу сливают. Назначают Венедиктову из милицейского харьковского клана. Причем, начинает она еще хуже, чем Труба. В день назначения объявляет конкурс на двух замов, который длится 2 рабочих дня в ходе новогодних праздников.
Одним из замов становится бизнес-партнер семьи Венедиктовой Соколов. Второй – еще интереснее, бывший адвокат Януковича Бабиков. Но, на наш взгляд, тема Януковича раздувается сознательно, чтобы заслонить след Богдана. Да, юркомпания AVER LEX, выходцем из которой является Бабиков, обслуживала Януковича, но там длинный список одиозных персонажей. Это дерзкая адвокатская контора, готовая работать на кого угодно. Янукович так Янукович. Внимание тут стоит обратить на то, что хозяйка компании Ольга Просянюк, как и Богдан, была гостьей на исторической свадьбе смотрящего за Минюстом Андрея Довбенко в Сен-Тропе. Это адвокатская тусовка, плотно связанная со смотрящими Богдана.
САП. При взгляде на румяное лицо Назара Ивановича сразу понимаешь, что у него все хорошо. Было и будет. Как было – все помнят по рыбкам. А как есть – иллюстрирует история с Микитасем. Эпизод с которым показал, что САП ведет торговлю на разрешение на выезд за рубеж подозреваемым. Рассказы о том, что происходящее – самодеятельность прокурора, а бравый Холодницкий все разоблачил и отменил, у тех, кто в теме, а тем более в доле – вызывают сочувственный гомерический хохот. Подчиненный прокурор никогда на такое не решится без согласования с главой САП. Тем более, по отношению к такой фигуре как Микитась. Просто в какой-то момент в этот раз все пошло не так. Слишком скандальный, и слишком хотелось додоить. И можем вспомнить тех, кто спокойно уехал при висящих делах на миллиарды – Бахматюк, Жеваго. Причем это опять-таки – не сольная история САП. А согласованная с НАБУ.
Кстати, как-то сама собой сошла на нет война САП и НАБУ. Казалось бы, если Холодницкий коррупционер, а Сытник хороший, как следовало из риторики НАБУ и ЦПК, то почему они сейчас вдруг позабыли вражду? Ведь если коррупционер, то это навсегда, или нет, Виталий Шабунин? Может, потому что тогда Холодницкий ориентировался на Луценко, а теперь на Рябошапку? А Рябошапка и Сытник ориентируются на один центр влияния далеко за пределами Украины?
Зеленский давал Сытнику и Холодницкому три месяца продемонстрировать эффективность. Эти три месяца истекли в сентябре. Правильно ли мы понимаем, судя по молчанию Зеленского, что эффективность была продемонстрирована? И поскольку президенту тяжело ответить, как она была продемонстрирована – подскажем: в законопроекте, который предлагает увеличить полномочия и штат НАБУ вдвое, сделать им пенсии как у космонавтов, а увольнять Сытника разрешить только с прямого разрешения «доноров» (так прямо и написано). Да, и вишенка на торте в кейсе НАБУ. Глава ведомства – в кейсе коррупционеров. Реакции Зе – ноль.
МВД. Тут вообще без комментариев. Бизнес-империя зла. Президенты приходят и уходят, а она остается. Как обстоят дела с профильной деятельностью, показывает дело Шеремета.
И у всех групп влияния свой орган. У квартальцев – СБУ,
у соросят – НАБУ и прокуратура, у Коломойского – везде по чуть-чуть, но
акцент на ГБР и МВД (альянс с Аваковым). И поэтому характерная черта
правоохранительной системы при Зе – система буйков. За которые нельзя
заплывать. НАБУ не лезет в Центрэнерго и отказывается расследовать
пленки Трубы. НАПК – не хочет анализировать подарок Суркиса Баканову.
Генпрокурор объявляет, что расследование поджога дома Гонтаревой будет
быстрым и качественным, но проходит 4 месяца, а нет ни качества, ни
быстроты. Правоохранительная система при Зеленском – заложница
раскладов, потому что все повязаны со всеми.
Проводят обыски у главы Налоговой Верланова по подозрению в схемах с НДС на 500 млн ежемесячно, но выше копать не будут – там куратор Маркарова и там миллиарды, а не миллионы. Но Маркарова – это Сорос и МВФ. И поэтому сажают главу сельрады за взятку 10 тыс. грн. Таможенных инспекторов за взятки в 200 долларов. Ну да, взяли главу Одесской таможни с поличным. Ага. А до этого самого Альперина. Операцией с погоней руководил сам Зеленский. И что? Вышел Альперин. И все остальные выйдут.
Так что со зрелищами тоже не получается. Но без них – полный крах. О чем прямым текстом пишут Зеленскому депутаты группы Коломойского. Последний шанс «хоть что-то показать» - отыграться на Порошенко. Правоохранительная система сейчас напоминает мертвую лошадь, которую пытаются оживить, стреляя в нее. Если попасть в нервные окончания – то лошадь может еще немного подергаться. Но только немного. Вот на это и похожи эти пикирующие заходы с вызовами на допрос экс-президента. Все пробуксовывает на уровне исполнителей, которым не зовётся быть клоунами у бородатых карабасов. Исполнители понимают, что над ними временщики, которые вообще-то сами являются потенциальными подследственными, а отвечать потом придется им. Быть судьей Киреевым, который, напомним, сейчас работает адвокатом в России – мало кому хочется. Так что единственное зрелище, которое нас ждет – медленное, но очень яркое обратное превращение президента в квнщика.