"ПОРТРЕТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ - 2019" - Юрий Христензен

"ПОРТРЕТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ - 2019" - Юрий Христензен

Слово "партия" переводится с латинского, как "часть". То есть, какая-то часть граждан объединяется в партию для продвижения своих политических интересов. Попробуем на основании финансовых отчетов парламентских партий посмотреть, какая часть украинцев сумела объединиться для продвижения своих интересов в Верховной Раде.

По алфавиту

--
БЮТ

Это партия имени одного человека. Акционерное общество, в котором золотая акция принадлежит владельцу, а остальные акции продаются в регионах, где бренд ЮВТ наиболее популярен. В основном БЮТ торгует франшизой - правом пользования политическим брендом для получения осязаемых экономических благ.

Финансовая стратегия партии БЮТ - гибкая ценовая политика для привлечения максимального количества покупателей. Стоимость франшизы зависит от количества благ, которые можно получить на данной конкретной территории. В селах это могут быть десятки тысяч гривен, а в более хлебным местах переваливать за миллион.

Рассмотрим основные характеристики бренда БЮТ по финансовым отчетам за три квартала 2019 года (только взносы физлиц):

общая сумма собранных денег - 304 млн грн;
средняя сумма взноса - 180 тыс грн;
количество акционеров - 1693 человека.

На графике розовым цветом показана структура распределения взносов на текущую деятельность партии БЮТ. Наибольшее влияние имеют владельцы акций стоимостью более 500 тыс грн. Не сильно отстают покупатели франшизы по цене от 50 до 500 тыс грн. Интересы остальных групп практически не представлены.

--
ГОЛОС

Лицом этой партии является известный украинский музыкант, а основным акционером миллиардер - зять второго президента Украины. Целью проекта является не столько собирание денег с продажи франшизы, сколько сохранение нажитого этим миллиардером в схватке с другими украинскими миллиардерами.

Партия "Голос" - самый дорогой по себестоимости политический проект в пересчете на одно место в Верховной Раде. Перед тем, как его создать, зять второго президента Украины тестировал на своем телеканале шоу "Новые Лидеры". Запросы населения меняются, и украинским олигархам приходится под них подстраиваться.

Основные характеристики бренда "Голос" по финансовым отчетам за три квартала 2019 года (только взносы физлиц):

общая сумма собранных денег - 128 млн грн;
средняя сумма взноса - 465 тыс грн;
количество акционеров - 275 человек.

Структура взносов партии "Голос" показана оранжевым цветом. В ней наблюдается перекос в сторону крупных акционеров. Интересы мелких акционеров не представлены несмотря на то, что партию "Голос" поддержали 16 из 17 избирателей, которые в этом году перевели небольшие суммы всем парламентским партиям вместе взятым.

--
ЕС

Европейская Солидарность - это пример адаптации по под изменяющийся политический запрос. В первом квартале это был бренд имени одного человека, которому два крупных акционера перевели по миллиону с небольшим. После ребрендинга появилась "европейская" партия и добавилось большое количество средних акционеров.

Основные характеристики бренда ЕС по финансовым отчетам за три квартала 2019 года (только взносы физлиц):

общая сумма собранных денег - 47 млн грн;
средняя сумма взноса - 284 тыс грн;
количество акционеров - 287 человек.

Структура взносов партии ЕС показана желтым. Крупные акционеры лидируют, но не так сильно. Здесь хотелось бы отметить поведение простых избирателей этой партии. Они бодаются в соцсетях со своими политическими противниками, но при этом ни одному не пришло в голову поддержать свою политическую силу хотя бы гривной.

--
ОПЗЖ

Это закрытый клуб российско-украинских миллиардеров. Восемьдесят два человека пожертвовали этой партии из карманных денег почти девяносто миллионов гривен. Самый крупный взнос сделал из Москвы бывший глава администрации Януковича, а вторым акционером стал вернувшийся из Москвы кум президента РФ.

Эта партия активно финансирует местные и центральные СМИ. Также она попадалась на использовании бот-сетей. Основная идеология этой партии - "Вперед в прошлое!" В своих лозунгах она традиционно использует "угрозу русскому языку", "фашизм не пройдет", "дешевый российский газ" и другие темники Кремля.

Основные характеристики бренда ОПЗЖ по финансовым отчетам за три квартала 2019 года (только взносы физлиц):

общая сумма собранных денег - 87 млн грн;
средняя сумма взноса - 1 млн 56 тыс грн;
количество акционеров - 82 человека.

Структура взносов партии ОПЗЖ показана на графике синим. Крупные акционеры здесь доминируют, а стандартный размер взноса равен 1 млн 600 тыс гривен. Интересно, что наибольший вклад этой партии сделал небольшой город Бердянск. Похоже, ОПЗЖ выделили в местном порту "метр" государственной границы.

--
СН

Слуга Народа - это формирующееся акционерное общество нового типа. Его политический капитал основан на образе сказочного телегероя, который соответствует чаяниям украинских избирателей. Сейчас в СН идет борьба за влияние на исполнителя главной роли в сериале. Также о своих амбициях заявляет его продюсер.

По структуре финансирования партия СН очень похожа на ОПЗЖ. Девяносто один акционер нового креативного бренда перевели на его счет почти девяносто миллионов гривен. Люди с чемоданами денег стоят в очереди за должностями и им сложно отказать. Потому что другого кадрового резерва у этой партии нет.

Основные характеристики бренда СН по финансовым отчетам за три квартала 2019 года (только взносы физлиц):

общая сумма собранных денег - 87 млн грн;
средняя сумма взноса - 954 тыс грн;
количество акционеров - 91 человек.

На графике структура взносов партии СН показана зеленым. Интересно, что 11 миллионов избирателей, которые голосовали на выборах за киногероя, за девять месяцев этого года не перевели своей партии ни копейки. Если бы каждый из них переводил в месяц по 1 гривне, состав акционеров "Слуги Народа" мог бы стать другим.

--
Кто покупает политический бренд?

Рассмотрим наугад взятого донора одной из парламентских партий. Поиск по указанным в платеже реквизитам выдал налоговую декларацию депутата Одесского облсовета. Временно не работающий депутат заработал в прошлом году более 3 млн гривен, из которых 400 тысяч перевел на счет владельца политического бренда.

Еще в декларации депутата указаны более тысячи соток земли на берегу Днестра, квартира 130 м2, Land Cruiser, и другие элементы стандартного прикида депутата облсовета. Как неработающих депутат все это заработал, остается только гадать, но именно из таких денег финансируются все политические партии в парламенте Украины.

--
Итог

Все парламентские партии в Верховной Раде представляют интересы крупных акционеров. Также они торгуют франшизой при продаже крупных государственных должностей и для получения политического представительства на местах. Как показала практика, ни майданы, ни электоральные бунты этому не помеха.

Изменения станут возможными, когда в стране появляется 7% людей с демократией в голове. При 15% демократизация происходит 50/50, а при 30% она становится неотвратимой. Когда каждый гражданин начнет поддерживать свою партию 1 гривной в месяц, у нас появится другой парламент. Проблема здесь только одна - в слове "каждый".


Существующие политические бренды вовлекают избирателей в ссоры между собой и параллельно создают препятствия для микрофинансирования политических партий. Соответственно, задача формирующихся демократических сил - упрощение процедур и разъяснение избирателям принципов функционирования демократии.

Юрий Христензен