Я познакомился со своей будущей женой в институте. И большинство моих друзей сделали то же самое. Остальные были знакомы в школе, во дворе, или познакомились на работе. Кто-то на танцах и другими способами, которым сто лет в обед.
А теперь представьте, что все это перекочевало на удаленку. Удаленная работа, удаленное обучение, дворовые чаты. Дети сидят за компьютером, а не гуляют во дворе. Друзья общаются через смартфоны. Родственники чаще звонят, чем встречаются.
С одной стороны это развитие. У нас никогда не было столько возможностей для социального общения. С другой стороны это вызов. Если старые способы формирования семьи не работают, должно появиться что-то новое. И это касается не только семьи.
--
Раньше избиратели поколениями голосовали за одну и ту же партию. А сегодня они не боятся голосовать за "первого встречного". В результате во главе государства появляются люди, первой выборной должностью которых стал пост президента.
Во всем мире наблюдается запрос населения на участие и отказ от доверия существующим политическим элитам. Но никто пока не понимает, какие формы конструктивного участия граждан могут возникнуть. Это не понимают ни элиты, ни сами граждане.
Недавно прошел Всемирный форум за демократию. Теперь в Евросоюзе планируют провести широкое обсуждение мнения европейцев о своем будущем. Элиты в ответ на наблюдаемый запрос решили спросить граждан - "Как вы видите свое участие?"
--
Это урок для стран догоняющего развития, которые хотят "как в Европе". Даже если они через тридцать лет достигнут своей цели, Европа к тому времени будет уже другой. Это бесконечный процесс - пытаться догнать маневрирующую цель.
Лучше попытаться предсказать ту точку, в которую переместится ваша мечта через тридцать лет. По дороге корректировать траекторию на основании новых данных. Подбирать скорость движения, чтобы не разминуться с мечтой во времени.
Здесь важно не переборщить и не сказать - "Мы точно знаем!" Не перейти к идеологии, а развивать существующие формы политического и гражданского участия. Это механизм обратной связи, позволяющий исправить ошибки предсказания будущего.
--
Сегодня никто не знает, каким будет наше будущее. Но мы все в нем окажемся. И только от нас зависит, в каком вагончике будущего мы будем ехать. Станем локомотивом, или будем плестись в конце и жать на тормоза, чтобы будущее не наступило.