В Киеве прощались с государственным деятелем Украины, генералом Евгением Марчуком. Он ушел из жизни 5 августа 2021 года. В разное время Марчук был главой СБУ, премьер-министром, министром обороны и председателем Совета национальной безопасности и обороны Украины. За месяц до своей смерти Марчук дал большое интервью о Крыме. Вспомнил о том, как в начале 1990-х годов Киев делил с Москвой Черноморский флот, как в 1994 году пресек попытку первого президента автономии Юрия Мешкова взять под контроль крымское СБУ, как в 2003 году Украина отбила посягательство России на остров Тузла и как в 2014 году украинские власти «прозевали» аннексию Крыма.
Евгений Марчук рассказал Крым.Реалии о том, как в начале 1990-х годов, после распада СССР, возглавлял украинскую делегацию по разделу Черноморского флота.
– Москва. Напротив меня – глава российской делегации, опытнейший Виктор Черномырдин. Во вступительном слове я озвучиваю позицию Украины. Говорю: «Уважаемая российская делегация, исходя из международного опыта, мы посчитали, что аренда украинской суши, прибрежных вод (вы же будете пользоваться Черноморским флотом, базирующемся на территории Украины, а не России), использование высокочастотного диапазона связи будут стоить несколько миллиардов долларов в год. Давайте обсудим этот вопрос». И тут Виктор Черномырдин наклонил голову. Он молчал примерно секунд 40.
Россия тянула с подписанием соглашения о пребывании флота с 1995 года. Надо было подумать, что будет дальше, на что соглашается Украина
– Соглашение 1997 года («О статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины» – КР) я не подписывал. Я тогда заявлял и сейчас заявляю, что в такой редакции я бы ни в коем случае его не подписал, во-первых, по структуре, а во-вторых, по стоимости российской аренды. Потому что не может стоить аренда такой махины с аэродромами, полигонами и акваторией 100 миллионов долларов в год. Ельцин тогда привязал большой договор («Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией» – КР) к соглашению по разделу Черноморского флота. Наша сторона пошла на подписание. Смотрите: Россия тянула с подписанием соглашения о пребывании флота с 1995 года. Надо было подумать, что будет дальше, на что соглашается Украина.
Марчук несколько раз лично встречался с первым президентом Крыма Юрием Мешковым. Мы попросили его поделиться впечатлениями о крымском политике.
Мешков был далеко не самостоятельным, боевым политиком
– Когда он был президентом, он же жил в Ялте в санатории. И нужно же было каждый день ездить в Симферополь (преодолевать более 80 км). На заправку каждый день заезжал кортеж из пяти или шести машин. Охранник выскакивал с автоматом – заправка бесплатная. Хотя бы формально рассчитались, но куда там.
Как-то встречаюсь с ним в кабинете в помещении Верховной Рады Крыма, вдруг заходит его жена, начинает ему что-то говорить. Оказывается, она руководит приемной: кого записывать на прием, кого не записывать. То есть он был далеко не самостоятельным, боевым политиком.
Наутро весь Крым знал, что киевское СБУ захватило. Крым увидел, что Киев показал зубы
– 30 января 1994 года Юрий Мешков избирается президентом. Буквально через неделю он уже находится в Москве, пытается встретиться с Ельциным. Позднее, ощущая широкую поддержку России, Мешков начинает назначать на должности руководителей силовых структур Крыма своих людей, в том числе начальника службы безопасности (управления СБУ по Крыму). Я говорю Леониду Кравчуку (первому президенту независимой Украины – КР), что он (Мешков) захватит СБУ и назначит своего начальника, а тот – поменяет остальных руководителей. Мешков издал указ, назначив начальника СБУ, на следующий день было запланировано его представление. А у нас есть назначенный Киевом (начальник крымского главка СБУ – КР). Мы взяли несколько вертолетов, летели на малой высоте, чтобы их не засекла система ПВО Черноморского флота России. Мы выбросили (в Крыму) специальную группу, состоявшую из двух частей: это «Альфа», силовой фактор, и оперативная группа. А наутро весь Крым знал, что киевское СБУ захватило. Крым увидел, что Киев показал зубы.
Мы спросили Марчука, что он может ответить на обвинения экс-президента Крыма в его отравлении в 1995 году. По версии Мешкова, в кабинет, где он забаррикадировался, отказываясь признавать упразднение поста президента, принесли отравленную еду. По другой версии, Мешков заразился кишечной инфекцией из-за антисанитарии.
– Мертвый Мешков – мы представляем себе, какая бы для нас это была неприятная вещь. Ясное дело, что списали бы все на нас. Мешков уже был никем. Он перессорился с крымским парламентом, тот его не поддержал. Киев уже ликвидировал пост президента Крыма. Откровенно говоря, кому он в таком случае нужен?!
В 2003 году Украина и Россия еще не договорились о государственной границе в Керченском проливе и Азовском море. В то время Марчук возглавлял министерство обороны.
Тузлинская авантюра была довольно коварно организованной российской репетицией
В интервью вспоминал, как, воспользовавшись визитом президента Леонида Кучмы в Бразилию, Россия начала насыпать дамбу до украинского острова Тузла.
– Тузла была очередной российской провокацией. Смотрите, какой интересный алгоритм: 1993–1994 годы – Крым, 2003–2004 годы – Тузла, 2013–2014 годы – аннексия Крыма. Десятилетние циклы наших отношений с Россией. Тузлинская авантюра была довольно коварно организованной российской репетицией.
Генерал армии Марчук поделился с нами, что уже в конце 2013 года заподозрил Россию в подготовке агрессии. По его мнению, украинские власти «проморгали» аннексию Крыма.
В планах России был пункт о «возвращении Крыма», а по факту – его захвате у Украины. Его реализация проходила по линии спецслужб
– Зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи. Под предлогом борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности Олимпиады Россия, во-первых, подключила к учениям вооруженные силы, а во-вторых, расширила радиус учений на расстояние до 100 километров от Сочи. Такой необходимости явно не было. Под маркой обеспечения безопасности Олимпийских игр Россия провела серьезные учения своих вооруженных сил. Это Южный военный округ. Это далеко от Крыма?! Теперь сопоставляем даты. Это было в конце 2013 года, а «крымская авантюра» началась в январе 2014 года. То есть в начале января уже все было понятно. В планах России был пункт о «возвращении Крыма», а по факту – его захвате у Украины. Его реализация проходила по линии спецслужб.
Как бывший министр обороны, Марчук утверждал, что в 2014 году НАТО сдало свои позиции в Черном море.
Россия фактически господствует сейчас в Черном море. Мы видим, что она делает во время учений Sea Breeze
– После российской аннексии Крыма НАТО серьезно ослабило свой юго-восточный фланг. Россия фактически господствует сейчас в Черном море. Мы видим, что она делает во время учений Sea Breeze. В 2014 году я говорил: «В НАТО есть комитет по делам разведки, который контролирует разведки всех стран-участниц Альянса. На южной границе НАТО уже во второй раз начинаются события: 2008 год – Грузия, 2014 год – Украина». Причем один и тот же игрок (Россия – КР) использует один и тот же прием – силовой захват. Сейчас в НАТО 30 стран, тогда было меньше, но их нужно было скоординировать. Россия этим воспользовалась. В НАТО – демократия, в России нет никакой демократии при принятии решений.
Евгений Марчук полагал, что до аннексии Крыма украинские власти недооценивали роль крымских татар в сохранении целостности страны.
Мустафа Джемилев сто процентов заслуживает премии мира именно как лидер народа
– В 2014 году крымские татары показали себя как украинские буржуазные националисты. Мы помним о событиях у Верховной Рады Крыма. Сколько там было крымских татар?! Когда в Крыму начала развиваться драматическая ситуация, Мустафа Джемилев встретился с Эрдоганом (президентом Турции). Потом разговаривал с Путиным – главным образом о том, что в Крыму нужно все это остановить (вооруженную попытку аннексии). Хорошо зная его биографию, его консолидирующую роль, я предлагал выдвинуть его (Джемилева) на Нобелевскую премию мира как кандидата, лидера депортированного народа, который возвращается (на историческую родину). Тогда не получилось. Но я думаю, что он сто процентов заслуживает премии мира именно как лидер народа.
Как государственный деятель, занимавший ряд ключевых постов в Украине, Марчук одобрял создание переговорного формата по Крыму.
Я бы организовал тут параллельные переговоры закрытого характера. Давайте условно на десять лет вперед распишем
– «Крымская платформа» может стать хорошей площадкой (для переговоров по возвращению Крыма Украине). Я бы организовал тут параллельные переговоры закрытого характера. Давайте условно на десять лет вперед распишем (стратегию). В Крыму осталось много украинцев и крымских татар. Давайте продумаем план, в котором будут учтены их интересы. Он не должен загонять Россию в глухой угол, чтобы потом она не отбивалась как дикий зверь. План, который бы показывал, что у нас существует пошаговое решение проблемы.
Мы спросили Евгения Марчука, верит ли он, что Украина вернет Крым. Он ответил, что это, скорее всего, произойдет нескоро, зато без жертв.
– Возможно, у нас будет эксклюзив. Какой? Крым очень обременителен для России и экономически, и экологически, и с репутационной точки зрения. Не знаю, сколько еще физически проживет Путин. Но, думаю, что после того, как его заменят, еще некоторое время будет инерция великодержавного шовинизма. Крым обязательно будет украинским, и я надеюсь, что без кровавых событий. Потому что с кровавыми событиями он не будет украинским.