Последняя киноработа Андрея Миронова: За кадром фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

Последняя киноработа Андрея Миронова: За кадром фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

16 августа 1987 г. ушел из жизни один из самых популярных актеров советского кино Андрей Миронов. За два месяца до этого в прокат вышел фильм Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», который стал последней киноработой Андрея Миронова. На съемках происходило немало курьезов, о которых большинство зрителей даже не подозревали.

Сценарий этого фильма, написанный Эдуардом Акоповым, несколько лет лежал на полках «Мосфильма», так как никто из режиссеров не решался взяться за жанр вестерна. А вот Алла Сурикова не побоялась, хотя позже призналась, что сделала это «по легкомыслию». Главного героя – мистера Феста – сыграл Андрей Миронов. Никого другого в этой роли Сурикова не видела, поэтому терпеливо ждала его согласия в течение полугода. Из-за постоянной занятости в съемках он никак не мог прочитать сценарий, но, когда наконец нашел для этого время, понял, что эта роль создана специального для него, так как его герой был так же фанатично предан «синематографу», как и он сам.

В вестерне, даже ироничном, предполагается наличие большого числа батальных сцен. Трюки помогали ставить каскадеры, почти все актеры участвовали в них без дублеров. Даже Наталья Фатеева взбиралась с шестом на стену самостоятельно. А вот Миронов наотрез отказался сниматься в драках – актер не мог забыть травму, полученную еще во время учебы. Когда он сдавал экзамен по сцендвижению, пришлось изображать драку, и его партнер так «постарался», что Миронов после этого попал в больницу. Каскадер Александр Иншаков сумел убедить актера в том, что на этот раз все будет безопасно, и тогда Миронов все же согласился участвовать в сцене драки.

Роль мистера Феста стала для Андрея Миронова последней завершенной работой в кино. В Ленинграде он посетил премьеру фильма, а через два месяца на гастролях в Риге скончался от кровоизлияния в мозг. На тот момент ему было всего 46 лет. Позже Алла Сурикова призналась, что фильм для нее начался не со сценария, а с главного героя – если бы Миронов отказался, работа вряд ли бы состоялась. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран», Миронов был признан лучшим актером 1987 года.

Николай Караченцов изначально проходил пробы на другую роль – разбойника Черного Джека. А в роли Билли режиссер Алла Сурикова видела актера другой фактуры – рослого и мощного. Но Караченцов переубедил ее и уговорил отдать эту роль ему. И режиссер осталась довольна его работой. Все трюки он выполнял самостоятельно, без дублеров, его удивительная пластичность очаровала всю съемочную группу. Но во время съемок одного из эпизодов он получил травму: после нескольких неудачных дублей он спровоцировал каскадера на настоящую драку, и в итоге ушел со съемочной площадки со сломанным пальцем на ноге. 


Роль Черного Джека досталась Михаилу Боярскому. Но когда его пригласили на съемки, он был занят в другом проекте. Чтобы заручиться его согласием, ассистенты Суриковой схитрили и заявили, что на эту роль его просил пригласить лично Андрей Миронов. Ему он отказать не мог, и так Суриковой удалось собрать уникальный звездный актерский ансамбль на одной съемочной площадке. Не обошлось и без курьезов. У главного злодея, Черного Джека, во время съемок увели лошадь. Самостоятельные поиски не дали результатов, пришлось обращаться в милицию. 

Олег Табаков дал согласие на съемки в фильме, правда, у него совсем не было на это времени. Поэтому его снимали отдельно, крупными планами, а потом на монтаже добавляли к общим сценам. Актер творчески подошел к своей роли и сам доработал образ: он вставлял специальные трубочки в нос, чтобы он казался шире, а лицо выглядело «коварно-добродушным». Рядом с ним на съемочной площадке работал и его сын: Антону Табакову досталась небольшая роль билетера. 


Сложнее всего режиссеру пришлось с выбором главной героини. На роль Дианы претендовали Ирина Розанова и Ольга Кабо. Александра Яковлева изначально не прошла пробы, но решила повторить попытку и убедила Сурикову дать ей второй шанс. Режиссер предоставила право выбора Андрею Миронову, и именно благодаря ему эту роль получила Александра Яковлева. Сурикова вспоминала: «Она была обворожительна и трудолюбива, часами до изнеможения репетировала танец, училась петь, вертеть кольт, скакать на лошади».

Фильм мог бы и не выйти в прокат. Комиссия Госкино после просмотра пришла к выводу, что жанр вестерна с драками и трюками не может быть интересен советскому зрителю. Но все оказалось как раз наоборот. Несмотря на то, что с классическим жанром вестерна не было ничего общего, и на то, что в названии содержалась фактическая ошибка (в Париже есть бульвар Капуцинок, а не Капуцинов), фильм пользовался у зрителей невероятной популярностью. В год проката его посмотрели больше 50 млн человек.
 
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160817/35641/