Родители, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь слишком серьезно, прекращайте его критиковать.
К этому заключению студентка психологического факультета Хайли Бранбек пришла в результате своего исследования о том, как родительские ожидания и критические замечания влияют на чувство ответственности их детей в дальнейшей жизни. Этой весной она выступила с презентацией своего доклада на симпозиуме UWM’s Undergraduate Research.
«Я посвятила свое исследование родительским ожиданиям, критическим замечаниям и тому, как их воспринимают дети, – объяснила Бранбек. – Многие родители подходили ко мне на презентации и интересовались моим проектом».
Бранбек работает в лаборатории профессора психологии Хан Джу Ли, которая специализируется на исследованиях в области психических расстройств, включая тревогу, фобии и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Бранбек также работает с детьми, поэтому она объединила рабочие интересы и свое исследование, чтобы выяснить, действительно ли родительские ожидания и критические замечания могут привести к завышенному чувству ответственности у их детей.
Завышенное чувство ответственности является ключевой особенностью ОКР. Это может быть в высшей степени связано с перфекционизмом и состоянием общей подавленности, сказал Тейлор Давин, докторант психологии и наставник Бранбек в этом проекте. «Если б я разбил стекло и кто-то поранился, то я бы испытывал вину за это, как и большинство других, – объясняет он. – Но у человека с завышенным чувством ответственности все иначе. Он всегда обеспокоен тем, что, может быть, сделал что-то неправильно, даже когда ничего этого не предвещает, и испытывает сильные стремления предотвратить возможную катастрофу, которая может быть его виной».
Чтобы провести свое исследование, Бранбек узнала данные опроса, проведенного в рамках более крупного исследования ОКР. Она изучила результаты свыше 300 студентов и выявила, оказали ли ожидания и критические замечания родителей влияние на их чувство ответственности.
Оказали, говорит Бранбек. Затем она отделила ожидания от критических замечаний. «На самом деле, мы обнаружили, что ожидания не привели к завышенному чувству ответственности, в отличие от критики, – сказала она. – Более того, виной всему была не сама критика, а то, как студенты воспринимали критические замечания своих родителей».
«Участники наших исследований – студенты, которые, как правило, больше не живут со своими родителями, так что все дело действительно в восприятии, – сказал Давин. – Мы не можем вернуться назад и спросить их родителей, имели ли они завышенные ожидания. К тому же, это может даже не иметь значения, так как важно то, как воспринимал воспитание ребенок».
Результаты произвели огромное впечатление на нескольких судей на симпозиуме, которые сами являются родителями. Во избежание привития детям завышенного чувства ответственности, Бранбек советует родителям внимательно следить за тем, как их дети воспринимают любую критику. Она хотела бы расширить свои исследования до детей помладше – возможно, учеников средней школы – и сравнить детские представления о критике своих родителей с реальностью. По ее мнению, это поможет молодым людям разобраться в себе, определиться с карьерой и дальнейшей дорогой в жизни.