"Пожар в Кемерово: страх и пренебрежение российских властей" - Вячеслав Суслов

"Пожар в Кемерово: страх и пренебрежение российских властей" - Вячеслав Суслов

Согласно официальным данным, в результате пожара в торговом центре «Зимняя вишня», который произошел в Кемерово 25 марта, погибли 64 человека, пострадали 80. Еще 16 человек числятся пропавшими без вести. Этот пожар стал одним из крупнейших в истории России за последние 100 лет

Трагедия в Кемерово - отражение постоянной опасности, с которой сталкиваются сегодня не только взрослые, но и дети. Но на этот раз у нас не получится закрыть глаза на произошедшее, не получится отвлечься разговорами о внешней политике, повышением надоев и выборами президента. Потому что ужасающая ситуация всеобщего пренебрежения жизнью демонстрирует дно той ямы, в которой оказалась целая страна.

Зашкаливающий уровень коррупции и презрительное отношение чиновников к обычным людям, интересы которых они, по идее, должны защищать, - давно уже не секрет. Смертельно опасный образ жизни вошел в привычку: тысячи домов, торговых центров и других объектов строились с нарушением норм и использованием сомнительных материалов; подставные лица ставили свои подписи на документах, которыми «в случае чего» заинтересуются следователи; городские чиновники одобряли открытие объектов, в которых отсутствовали необходимые меры безопасности. Эти новые центры и клубы обслуживали некомпетентные люди, которые в случае чрезвычайной ситуации лишь усугубляют проблему, увеличивая количество жертв. Перечисление этих, к сожалению, будничных фактов давно уже никого не удивляет. Кто-то даже заметит, что это «обычное дело» и «у нас тоже так». Но повсеместные нарушения норм и порядка регулирования – не основная тема этой трагической истории.

В результате пожара в торговом центре в Кемерово проявила себя ужасающая «вертикаль» безответственности и полное пренебрежение жизнью. Также ужасающе онемевшей можно назвать реакцию федерального правительства на трагедию, хотя вряд ли для кого-то она будет удивительной. Президенту понадобилось больше суток для того, чтобы отреагировать: он прилетел в город, посетил пожарище, погрозил пальцем невидимым чиновникам, но с местными жителями общаться не торопился. Глядя на все это, создается впечатление, будто в Кремле тоже смотрят только Киселева и черпают информацию о происходящем в России из новостных выпусков Первого канала (в которых, как известно, больше любят песочить Украину и Запад и почти не говорят про Россию). Высшие должностные чиновники страны буквально заставляли себя появляться перед объективами телекамер, через силу выдавливая слова соболезнования.

Почему, когда происходит общенациональная трагедия, президент и члены правительства впадают в ступор и теряют всякую способность выражать человеческие эмоции? Почему им так сложно соболезновать горю людей, которые живут в подконтрольной им стране? Такая реакция больше напоминает инфантильность неудачника, выросшего на всем готовом и привыкшего заботиться только о себе. «Что-что?! Что сгорело?! Ах вы, сволочи, вы сами виноваты! Я для вас, а вы! Тащите сюда строителей, архитекторов, начальника пожарной охраны…». Им все равно, кто и по какой причине виноват, лишь бы эти люди были как можно дальше от вопрошающих – как с точки зрения географии, так и занимаемого ими места в нынешней иерархии.

Страшно от того, что среди найденных «козлов отпущения» обязательно будут те, кто экономил на строительстве, ставил подписи в актах пожарной охраны, даже не взглянув на состояние объекта; заполнял закрытое, плохо спланированное пространство «Зимней вишни» легковоспламеняющимися материалами; нанимал на работу охранников и давал им нарушающие всякие нормы безопасности и здравого смысла указания… Таких людей будет очень много, и, возможно, именно поэтому пожар в Кемерово – это показатель качества жизни во всей стране. Люди, мечтающие лишь о том, чтобы стать начальником и брать взятки, не заботясь о последствиях, слишком долго толкали ситуацию в направлении очередной трагедии. Слишком долго идея о получении власти и избавлении от всякой ответственности была – и продолжает оставаться - основной для десятков (если не сотен) тысяч человек. И чем выше получается вскарабкаться по той самой «вертикали власти», тем больше страх перед теми, кто все еще находится выше, и тем меньше ответственность перед теми, кто остался внизу.

Это удивительно точно продемонстрировал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Он, несмотря на то, что в «Зимней вишне» погибла его 11-летняя племянница, на месте трагедии не появился. Сказал, что его кортеж будет мешать работе пожарных. (Появиться без кортежа ему как-то в голову не пришло). Более того, Тулеев извинился за пожар не перед родственниками погибших, а перед Путиным. Он прекрасно понимает, что Путин – единственный человек, которого стоит опасаться; что именно Путин – а не какое-то там волеизъявление народа – позволил ему царствовать в своей вотчине; что никакие родственники никаких погибших никогда ему ничего не сделают; что от народа ничего не зависит. И много еще других «что».

И извинялся он, скорее всего, не за то, что в подотчетной ему области заживо сгорели 64 человека, больше половины из которых – дети, и не за то, что большинство из них можно было спасти, будь в ТЦ «Зимняя вишня» хоть какое-то подобие порядка. Тулеев извинился потому, что создал некие неудобства Путину, который вынужден был «отвлекаться от важных дел», менять свой график и обращать свое внимание на дела простых смертных. Власть подобных сюрпризов никогда не любила и предпочитала оставаться в прохладной и сытой тени, не контактируя с населением без особой надобности.

Второй пример неадекватного поведения представителей власти - вице-губернатор Кемеровской области по имени Сергей Цивилев, который в течение одного дня успел спросить у Игоря Вострикова, потерявшего в пожаре всю семью - жену, сестру и троих детей: «Молодой человек, вы что, пиаритесь на горе?», а чуть позже встал на колени и попросил прощения у митингующих кемеровчан. Чиновника бросало из крайности в крайность. Подобное поведение говорит не только о том, что никакой ответственности он на себе не чувствует, но и о том, что «кто-то сверху» ему явно намекнул, что «в случае чего» толпе отдадут именно его бренное тело.

Все это мерзко и возмутительно. Отчасти потому, что ни у одного представителя власти не нашлось ни совести, ни смелости подать в отставку, а это значит, что никаких изменений к лучшему не предвидится ни в Кемерове, ни в других регионах.

После объявленного дня траура, который прошел в России 28 марта, по стране, конечно же, прокатится очередная волна проверок и «зачисток». В это время кого-то оштрафуют, кого-то арестуют. Вероятно, часть из них будут «кошмарить» под шумок. А потом все утихнет. Ведь никто из власть имущих не хочет, чтобы им напоминали об их никчемности, трусости и страхе, парализующем их в тяжелые для страны моменты. И никто из обычных граждан не пожелает, чтобы их снова тыкали носом в их бесправие и бессилие.