"Праведник или грешник..." - Альфред Кох

"Праведник или грешник..." - Альфред Кох

В нашей баварской деревне есть памятник местным жителям, которые погибли на фронтах Второй Мировой Войны. Подобные ему памятники стоят по всем городам и весям Германии. Я часто останавливаюсь у этих незамысловатых обелисков и крестов и задумываюсь вот о чем...

Вот солдат... Нет, сначала он просто крестьянин. Ему исполняется 18 лет и его забирают в армию. Какой у него тут выбор? Никакого. Особенно в войну. Спрячешься - поймают и расстреляют как дезертира. Поэтому он - солдат.

Что делает солдат? Шагает в строю. Или без строя. Просто идет. Идет, идет, идет... Потом копает траншею... Потом ест солдатскую еду. Живет как умеет: стирает бельишко, моется, штопает кальсоны. Чистит винтовку, получает боекомплект, гранаты.

Артиллерийские обстрелы, бомбежки, опять длинные марши. В жару и холод, в дождь и снег: идешь, идешь, тащишь свою винтовку и все пожитки... Хоронишь убитых, привыкаешь к трупам, к виду смерти. Становишься бесчувственным как бревно...

Изредка бежишь куда-то куда велел командир, кричишь, стреляешь наобум. Чистая лоторея: могли убить, а могли и промахнуться... А иногда сидишь в траншее и наоборот: стреляешь по бегущим на тебя людям... Потом опять куда-то идешь, идешь, идешь...

В чем твой грех? А в том, что где-то далеко, в Берлине, какие-то люди решили, что вот нет уже сил терпеть унижение и хочешь-не хочешь, а надо воевать. И поэтому миллионы людей начали убивать друг друга.

А вот другой солдат. Солдат Красной Армии. Что он делает? Тоже самое: шагает в строю, идет, идет... Копает окоп, стреляет, ест тушенку, хоронит друзей, ожесточается сердцем... Как он оказался в этом окопе? Да также: призвали в армию. И тоже варианта не пойти - не было...

Знаю, знаю: сравнивать их нельзя. Ясное дело: один из них грешник, а другой - праведник. Так и есть. Я ж не спорю... Один - солдат-арессор, захватчик, немецко-фашистский гад и преступник, а другой - воин-освободитель, спаситель Европы и т.д.

Я сейчас о другом. Я вот силюсь все понять: а в чем личная заслуга одного солдата в том, что он праведник, и в чем личный грех того, кто грешник? И как грешник превращается в праведника и наоборот?

Вот призвали солдата в 1939 году в Красную Армию. И пошел он войной на Финляндию. Он грешник? Грешник! Агрессор и захватчик. А потом раз и к маю 45-го - праведник и молодец...

А что он делал? В чем разница? А хрен поймешь. И в праведниках и в грешниках он делал одно и то же: прятался от бомбежек, копал траншеи, убирал мертвых, валялся по госпиталям...

Получается, что из грешника в праведника (и - наоборот) человек превращается помимо своей воли, не из-за того, что он так решил, а по решению каких-то вообще других людей, которых он даже и не знает...

А еще интереснее, что эти, другие люди, что приняли это решение, которое так неожиданно превратила человека из грешника в праведника, тоже не сами его приняли, а в ответ на решение еще более далеких людей из того же Берлина...

А те, что в Берлине твердили, что и они находились в плену жесткой необходимости, поскольку не было уже сил терпеть унижение, которому повергался их народ. А унижение это устроили их народу за двадцать лет до этого вообще уже какие-то совсем другие люди, которые к тому времени уже почти все померли...

По всему получается, что миллионы людей праведниками и грешниками делает какая-то невидимая сила, а вовсе не сам человек решает: а вот буду я праведником, отрину грех...

Или вот тот же солдат Красной Армии. Кабы призвали его в СМЕРШ, так и стрелял бы своим в спину. И стал бы убийцей своих братьев. Никуда бы не делся... А смотри как он сейчас, с передовой, смотрит с презрением на бойцов заградотряда. А в чем твоя заслуга, что ты тут, а не там? Никакой твоей заслуги нет. Слепой случай... А мог бы вообще в вертухаях оказаться. И был бы презираемой всеми тыловой крысой. Охранял бы зэков. И в чем тут свобода воли? Как избежать греха? Никак...

Да, да. Вот еще важно. Ханна Аренд, "Банальность зла". Процесс над Эйхманом в Иерусалиме. Страшнее всего то, что любой из нас, окажись на его месте, мог бы делать то же самое. И признаться себе в этом - ужасно трудно. Но нужно.

Нет, не загонять людей палками в газовые камеры (Эйхман, кстати, этого и не делал), а вот решать "чисто логистическую" задачу: формировать железнодорожные эшелоны из гетто, сообразуясь с пропускной способностью газовых камер и крематориев, беспокоится, чтобы как можно больше эшелонов успели "обработать", экономить на продовольствии для заключенных, вести учет тоннам остриженных волос и золотых коронок...

Но, слава Богу, шансы оказаться на его месте - невелики.
Но шансы оказаться на месте немцев, которые вполне догадывались, что происходит в Аушвице, но делали вид что ни сном ни духом - 100%.

Вспомните, сколько вокруг нас людей, которые с пеной у рта доказывали, что они даже и не подозревали о масштабах сталинских репрессий? А сколько их сейчас, кто кричит, что мы неправильно считаем и убитых "всего-то" один миллион... И даже из этого миллиона - большинство убито правильно ибо они были враги...

Я вот иногда думаю: а если бы я промолчал бы в некоторых случаях, не стал бы язвить и скалить зубы, а, наоборот взял бы и где надо - сдержанно восхитился мудростью и умом вождя, глядишь и получил бы какое-то хлебное местечко. Сколько моих бывших коллег до сих пор "рулят" страной и даже себя не забывают...

Я действительно считаю, что я слабый человек. Болтун. Язык без костей. Я этих своих сдержанных товарищей считаю людьми волевыми, выдержанными, серьезными. Им по праву досталась и власть и богатство...

Но меня Господь отвел от всего этого несчастья: сидеть сейчас в одной обойме с Путиным, Золотовым и Шойгу. Не дал хоть этого греха мне совершить. Но есть ли в этом моя личная заслуга? Да нет, конечно. Ну разве есть свобода воли в том, что я болтун и трепло? Уж какой родился...

Чем больше я про все это думаю, тем сильнее мне понятна мысль Лютера и Кальвина о предопределении. Кто будет праведником, а кто - грешником решаем не мы сами. Все уже решено Им. И мы ничего не можем поменять. Конечно в гордости ума своего мы считаем, что управляем своими поступками. Да, конечно, поступками - управляем: чиним кальсоны, едим тушенку, хороним мертвецов... Но судьба наша - нам не принадлежит. Она в руках Создателя...

Я к чему все это? А к тому, что не нужно гордится своей праведностью. В этом нет никакой вашей заслуги. Вам просто повезло и Господь выбрал вас для этой судьбы...

Кох Альфред