"Правило Хастерта" - Быть Или

"Правило Хастерта" - Быть Или

Вообще, конечно, вчера всё было очень "на тоненького", и итоговый счёт 311:112 достаточно обманчивый.

Республиканцы проголосовали 101:112, и это, возможно, главный итог вчерашнего голосования, который, если недооценить сейчас, может привести к плохим последствиям в будущем.

Украине на самом деле ещё ооочень повезло.

Объясняю почему (уверен, что многие не до конца это понимают).

При принятии решений о выставлении тех или иных биллей на голосование Майк Джонсон как консервативный спикер изначально был приверженцем  "правила Хастерта"*, оно же majority of the majority.

Это значит, что республиканцы, у которых большинство в Палате, НЕ выставляют на голосование билли, по которым у них нет внутрипартийного большинства.

Вчерашнее голосование показало, что внутрипартийного большинства по вопросу Украины у республиканцев не было, вопреки распространённому мнению, что большинство республиканцев за Украину.

(В Сенате, в феврале респы тоже голосовали 22:26, если что, но там у демократов большинство + лидер Макконнелл - очень крутой республиканец, который, к сожалению, уходит на пенсию, это его последние полгода, ему 82 года).

Это значит, что в случае с Украиной Джонсон пошёл против внутрипартийного большинства, нарушив "правило Хастерта" (во второй раз; первый был когда Джонсон пошёл на сделку с демократами по бюджету на 2024 финансовый год в марте).

Да, если бы Джонсон этого не сделал, вероятнее всего он получил бы discharge petition и на этом бы всё закончилось.

Но. И нарушение Джонсоном "правила Хастерта", и discharge petition - это те решения, к которым не довелось бы прибегать, будь у Украины поддержка majority of the majority - большинства республиканцев, у которых большинство в Палате.

И задержка помощи на 7 месяцев - это не только саботаж трампистского крыла партии, но и следствие отсутствия внутрипартийного большинства по вопросу помощи Украине.

Чтобы понимать, на каком волоске висела помощь Украине, достаточно одного факта: чтобы провести помощь Украине демократическое меньшинство в комитете по регламенту пошло на сделку с умеренными республиканцами впервые с 1964 года (данные: журналист Fox News Чед Перграм).

60 лет назад такое было в последний раз! Тогда уже республиканское меньшинство пошло на сделку с демократами, чтобы провести Билль о гражданских правах.

Так что вся эта неделя и все принятые решения были действительно историческими. Но в следующий раз так уже может не прокатить!

Ещё один сухой факт.

При принятии Билля о помощи Украине в мае 2022 (на $40 млрд) республиканцы голосовали 149:57. Вчера было 101:112.

За два года Украина потеряла 50 голосов конгрессменов партии, у которой на сегодня большинство в Палате. Это много.

А в ноябре новые выборы. И если вынести за скобки Трампа (который уже семь месяцев бессменно лидирует), по выборам в Конгресс у республиканской партии в среднем преимущество в 1,6%. 

Глава комитета ПП по иностранным делам техасец Майкл Маккол (один из тех республиканцев, благодаря которым помощь Украине вчера прошла; один из авторов идеи разбить законопроект на четыре отдельных) так и говорит: некоторые члены моей партии заражены российской пропагандой.

Хорошо, что Маккол это понимает.

Хорошо, что благодаря таким как Маккол меньшинству в республиканской партии, заручившись поддержкой демократов, удаётся взять верх над большинством.

Но то, что внутри республиканской партии антиукраинское большинство - это проблема. И Украине с этим нужно что-то делать.

Я ещё в декабре говорил, что Украине нужно работать с американской аудиторией, чего практически никто не делает, а те, кто работает - делают это на голом энтузиазме, и их ресурса явно недостаточно.

Вчерашнее историческое голосование - одновременно и везение, и очень тревожный звоночек.__

*"Правило Хастерта" названо именем республиканского спикера Денниса Хастерта (1999-2007), который занимал пост 8 лет - самый большой срок в истории партии. Уже уйдя на пенсию в 2016-м Хастерт был приговорён к 15 месяцам тюрьмы по делу об изнасиловании 14-летнего парня, которому он заплатил $3,5 млн за молчание.