Пражская весна: 50 лет спустя

Пражская весна: 50 лет спустя

22 марта мир отмечал пятидесятую годовщину первого расцвета Пражской весны, когда марксизм в Чехословакии пытался прекратить злоупотребления властей и предоставить народу частичку той свободы, которая была торжественно обещана в уставе каждого коммунистического режима в мире. Организованное СССР вторжение в Чехословакию продемонстрировало всем, кто прислушивался к фактам, что левые стремятся только к власти, и ни к чему другому.

Пражская весна началась не с отрицания марксизма. На самом деле, чехи, участвовавшие в Пражской весне, хотели создать «социализм с человеческим лицом». Эти реформаторы действовали осмотрительно, стараясь не критиковать коммунизм или Советский Союз, а тем более - не выходить из Варшавского договора. Дубчек, первый секретарь Коммунистической партии, фактически использовал Коммунистическую партию в качестве «агента реформы».

Это позволило Людвику Свободе в конце марта 1968 года стать президентом Чехословакии, что означало, что и партия, и правительство поддерживали процесс реформирования. На каких реформах они настаивали? Сокращение власти тайной полиции, свобода слова и печати, переориентация экономики на потребности потребителей, а не на массовую индустриализацию, дружеские отношения со всеми странами.

Когда Свобода стал главой Чехословакии, а Дубчек - первым секретарем Коммунистической партии, реформаторы взяли страну под свой контроль, и реформы продолжились. В отличие от Венгерской революции за десять лет до этого, которая была войной против коммунистических правителей этой несчастной нации, Пражская весна была полностью мирной и не представляла угрозы для всего, что должно было иметь значение для СССР, не будь он равнодушен к заповедям марксизма.

Более того, Чехословакия была единственной страной в Восточной Европе, которая имела долгую историю дружеских отношений с Советским Союзом, восходящую к времени прихода Гитлера к власти. И после окончания войны эта позиция в какой-то степени вынуждала СССР отнестись к Чехословакии иначе, позволив в течение нескольких лет другим политическим партиям участвовать в жизни нации.

Хотя Венгрия, Румыния и Болгария объявили войну Советскому Союзу, а Польша стала реальной дилеммой для СССР из-за ее традиционной враждебности к России, Чехословакия, будучи как независимым государством, так и вассальной территорией Третьего Рейха, с симпатией относилась к Советскому Союзу, как к любой другой нации в Европе. Сам Дубчек вел войну с нацизмом, будучи частью подполья.

Когда СССР и подконтрольные ему страны Варшавского договора вторглись в Чехословакию, Дубчек попросил свой народ не оказывать сильного сопротивления, и чехи к нему прислушались, что представляло собой проблему для Брежнева и Политбюро. Дубчека ненадолго взяли под стражу и, в конечном счете, исключили из Коммунистической партии, но СССР сделал его послом в Турции. В 1989 году, когда Польша провела свои первые свободные выборы с момента окончания войны, чехословацкий народ не забыл Дубчека и сделал его председателем Федерального собрания.

Пражская весна была благородным экспериментом по испытанию на прочность истинной толерантности и истинной цели леваков. Дубчек и другие чехи просто хотели подлинной свободы разума и совести. Пражская весна была жестом, обреченным на провал. Таких благородных людей, как Дубчек, следует уважать за то, что они пытались сделать, а не за то, как они пытались это сделать. Единственный способ остановить зло - победить его и никогда не идти с ним на компромисс.