Прерванный путь Анатолия Ромашина

Прерванный путь Анатолия Ромашина

8 августа 2000 г. ушел из жизни известный советский актер и режиссер, народный артист РСФСР Анатолий Ромашин. В его фильмографии – более 100 работ, в 1970-1980-х гг. он был одним из самых востребованных и популярных актеров в СССР. Однажды ему предсказали, что он доживет до 83 лет, но, к сожалению, этому предсказанию не сужено было осуществиться – актер ушел из жизни в результате нелепой случайности…

В семье Анатолия Ромашина никто не имел отношения к миру искусства – его отец был рабочим, а мать – бывшей горничной. Но в их семье все хорошо знали музыкальную классику и были любителями оперного пения. Когда они с гостями собирались за столом, звучали не народные песни, а оперные арии. В детстве Анатолий часто ходил вместе с родителями в театр, и еще с той поры загорелся мечтой стать актером. Во время войны семья какое-то время оставалась в блокадном Ленинграде, и лишь с последним эшелоном мать с детьми успела отправиться в эвакуацию по «Дороге жизни». После окончания войны Анатолий Ромашин окончил школу, поступил в ремесленное училище, 3 года отслужил в армии и только после этого смог осуществить свою мечту – поступить в Школу-студию МХАТ.

Его однокурсниками были Александр Лазарев, Альберт Филозов, Светлана Немоляева, которые все впоследствии превратились в звезд советского кино. Филозов о нем рассказывал: «Толя был заводилой, с большим чувством юмора, придумывал все время что-то невероятное, за что мы выбрали его старостой нашего курса. На первом курсе мы с ним жили в одной комнате общежития – оба же не москвичи. Мы с Юрой Гребенщиковым приехали из Свердловска, а Толя с Сашей Лазаревым – из Ленинграда... Есть хотелось ужасно! Рядом находился Рижский вокзал, а там прямо на путях стояли накрытые брезентом платформы с огромными астраханскими арбузами. По ночам мы бегали их воровать, а потом с удовольствием съедали. Толя был старше всех нас, до поступления он три года отслужил на флоте. Поначалу пытался устраивать в общаге армейские порядки, по утрам кричал: «А ну, салаги, вставайте!» Но мы довольно быстро его от этого отучили».

После завершения учебы Анатолий Ромашин поступил в труппу Театра им. В. Маяковского, где сыграл во множестве постановок. Самой известной его театральной работой стала главная роль в спектакле «Жизнь Клима Самгина». Эта роль принесла ему всесоюзную популярность, когда по этой постановке был снят одноименный фильм-спектакль. Он начал сниматься в кино еще в 27 лет, во время учебы в Школе-студии МХАТ, и с тех пор сыграл немало ярких ролей, превративших его в одного из самых узнаваемых и востребованных актеров 1970-1980-х гг.


Этапной ролью Анатолия Ромашина называли царя Николая II в фильме Элема Климова «Агония». Но после выхода в прокат в 1975 г. фильм запретили к показу, и он пролежал «на полке» до начала перестройки. А вот друзья после этого переименовали актера из Ромашина в Романова и называли не иначе как «Ваше Величество». Только годы спустя кинокритики признали, что в этой роли актерский талант Ромашина проявился наиболее полно.

Актеру посчастливилось работать с лучшими режиссерами, его приглашали на съемки Элем Климов, Никита Михалков, Станислав Говорухин, Станислав Ростоцкий. Режиссер Константин Худяков, снявший Ромашина в нескольких своих фильмах, о нем говорил: «Ромашин – замечательный комедийный актер, в то время как наш кинематограф упорно тащил его в герои. С тех пор мы и начали с ним сотрудничать, он снимался у меня в нескольких картинах. Даже дожив до седых волос, он был открыт миру, как ребенок, а потому беззащитен и в то же время вспыльчив. Любую неурядицу Толя воспринимал как впервые, он в этом смысле очень раним. Мы, близкие друзья, подтрунивали над ним: «Ну сколько раз тебе дать по носу, чтобы ты понял, что не надо общаться с такими людьми?! Опять ты наступаешь на те же самые грабли!» Но поправить его было можно, а вот исправить – никогда. У него была некая установка: он не хотел меняться… Всему виной его несоветская – интеллигентная и аристократическая – внешность. Бывает, что человек выглядит, как граф, а рот откроет – дворник. А Толя соответствовал своему внешнему виду. Для очень близких друзей он в этом смысле иногда был даже смешон, а люди, которые его не знали, считали его надменным, гордецом – всегда с прямой спиной, безукоризненными манерами».

В конце 1980-х гг. Анатолий Ромашин попробовал себя в качестве режиссера, сняв фильм «Без надежды надеюсь». Кроме того, он работал на радио, с 1986 г. руководил актерской мастерской ВГИКа. В 1990-х гг., в период кризиса в кинематографе, как и многие актеры, остался практически без работы.

Знакомые говорили о нем как о человеке очень страстном и увлекающемся. В браке Ромашин состоял 5 раз, причем на одной из своих избранниц он женился три раза. При этом каждый раз был абсолютно искренним и верил в то, что делает выбор всерьез и навсегда. Когда в 58 лет он решил снова жениться, влюбившись в 18-летнюю студентку театрального училища, все друзья отговаривали его от этого шага, но он был непреклонен.

Казалось бы, его жизнь наконец начала налаживаться. Несмотря на большую разницу в возрасте, его отношения с супругой были очень гармоничными. В этом браке у актера родился третий ребенок – сын Дмитрий. В кино снова начали предлагать роли в фильмах и сериалах. Анатолий Ромашин был полон сил и строил множество планов на будущее. На своей даче в Подмосковье, где он проводил много времени, актер выстроил настоящую сцену прямо на участке – для того, чтобы его студенты могли приезжать и там репетировать.

На даче актер все делал своими руками и старался довести до совершенства. Однажды ему показалось, что придомовую композицию портит старая высокая сосна. Он решил спилить дерево, но неправильно рассчитал, в какую сторону оно должно упасть. Ствол рухнул прямо на него. Так, в результате нелепой и трагической случайности, 8 августа 2000 г. Анатолий Ромашин ушел из жизни в возрасте 69 лет. Альберт Филозов после его ухода говорил: «Дело в том, что Толя всегда был очень уверен в себе. Все проблемы решал сам, ни на кого их не перекладывая. Считал, что ему все подвластно и доступно. Наверное, так получилось и с тем злополучным деревом. Самонадеянность, которая часто ему помогала, впервые подвела...».

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080820/47211/