Причины конфликта в Керченском проливе, и почему Россия его проиграет

Причины конфликта в Керченском проливе, и почему Россия его проиграет

Сегодня, когда главной темой дня в российском информпространстве стал кризис в Азовском море, спровоцированный действиями российской стороны: обозреватель Русского Монитора Виктор Ларионов, разбирался в ситуации.

Факты:

  • Россия не пропустила в Азовское море три украинских военных корабля: сами суда и их команды захвачены
  • Россия обвиняет Украину в незаконном проникновении в ее территориальные воды
  • Украина обвиняет Россию в незаконном препятствовании прохода своих судов кораблей

Обстоятельства

В воскресенье Россия остановила три украинских военно-морских судна (два небольших бронекатера и буксир), следующих из Одессы в Мариуполь перед входом в Азовское море у моста через Керченский пролив, разместив огромный сухогруз, который перегородил судоходный пролет моста. После чего украинскую сторону обвинили в незаконном заходе в российские территориальные воды, а также в том, что Киев не запросил у российских властей разрешение на проход своих кораблей через Керченский пролив. Украинский МИД, в свою очередь, заявил о том, что соответствующее уведомление российской стороне было подано, а просить разрешения на проход через пролив Украине не требуется.
В течение дня российские военные, предприняли ряд агрессивных действий против украинских судов, которые, в конечном итоге? были захвачены российским спецназом. В настоящее время суда и их команды находятся под арестом в Керчи. Как минимум 8 украинских моряков получили ранения и были госпитализированы.

Предыстория

После того, как СССР прекратил свое существование в 1991 году акватория Азовского моря нераз выступала предметом споров между Россией и Украиной. Подписав договор о российско-украинской государственной границе обе страны в 2003 г. согласились признать Азовское море и Керченский пролив историческими акваториями Российской Федерации и Украины, а также обеспечить свободное судоходство через пролив для судов обеих стран.

Однако, с тех пор, как Россия аннексировала принадлежащий Украине Крым в 2014 году с российской точки зрения ситуация изменилась: Керченский пролив (по мнению российских властей) теперь с обеих сторон окружен территорией Российской Федерации, поэтому Россия вправе считать его своими внутренними водами. Однако ни Украина, ни международное сообщества не считают подобную точку зрения правомерной.

Позиция Украины

Украинская сторона, по понятным причинам, не признавая аннексии Крыма, считает, что ее военные корабли имеют суверенное право находиться в водах Керченского пролива, согласно договору об Азовском море, подписанному Россией в 2003 году. Соответственно, с украинской точки зрения, передислокация ее кораблей в акваторию Азовского моря совершенно законно.

Позиция России

Власти РФ хотят представить действия Украины как провокацию, по словам российского МИД, «в попытке создать конфликтную ситуацию в Азовском море». В частности, ФСБ РФ утверждает, что Киев не обращался с заявкой на проход кораблей через Керченский пролив (как мы уже писали выше Украина не считает себя обязанной это делать). Из чего делается вывод о том, Украина тем самым якобы действовала в нарушение статей 19 и 21 конвенции ООН по морскому праву, в которых утверждены правила прохода судов одних стран, через территориальные воды других.

Чья позиция сильнее?

Без сомнения, позиция Украины сильнее. И даже дело не в том, что большинство стран мира в данном конфликте поддерживают Украину. Но и в том, что в юридическом смысле Украина в споре с Россией имеет все необходимые юридические «козыри» для того, чтобы отстоять свою правоту. В то время, как у России в запасе подобных «козырей» нет.

Ведь Россия пытается ссылаться на морское право, «забывая» о том, что морское право применимо к международно признанным границам, а вот с этим, как раз у России ситуация складывается, мягко говоря, не очень. Ведь, если не брать в расчет устраивающую Россию точку зрения на принадлежность Крыма таких «сверхдержав», как Северная Корея, Афганистан, Сирия, Никарагуа и Куба – все остальные 189 стран, включая близлежащего союзника РФ – Беларусь, считают Крым территорией Украины, и соответственно не признают изменение принадлежности территориальных вод в районе Керченского пролива.

Как будет ситуации развиваться дальше?

Несмотря на остроту конфликта — вероятность того, что дальнейшая эскалация ситуации с перерастанием в полномасштабные военные действия, в настоящее время, невелика. Украина не будет атаковать российских военных, предпочитая действовать дипломатическим путем, так и Россия, несмотря на свои очевидно провокационные действия, не решится развязать полномасштабный военный конфликт. Но могут быть и непредвиденные случайности, так как Россия, повышая ставки и играя на грани фола, будет продолжать чинить препятствие свободному проходу украинских судов, а Украина будет отказываться признавать право России на контроль над Керченским проливом.

Если военный конфликт из-за Азовского моря представляется маловероятным, то дальнейшее усиление международной изоляции России представляется очевидным: те круги в окружении российского президента, которые рассчитывали на то, что санкционный режим, введенный США и Европейским Союзом против РФ будет смягчен, а Путин и Трамп на предстоящей встрече на саммите G-20 смогут о чем-то договориться могут надолго об этом забыть. Санкционный режим в отношении России будет ужесточаться. Уже 25 ноября, комментируя ситуацию в Азовском море верховный представитель Европейского союза по иностранным делам Федерика Могерини предупредила Российскую сторону, что, если в ближайшее время Россия не изменит свое поведение в Азовском море, последуют новые санкции. Европа не позволит России превратить Азовское море во «внутреннее море России», – подчеркивают в Евросоюзе.

России придется пропустить через Керченский пролив корабли НАТО

Кроме того, Россия может в ближайшем обозримом будущем получить весьма болезненный удар по самолюбию, на который ей просто будет нечем ответить. Это произойдет, в случае если корабли ВМС НАТО решат навести визит в принадлежащий Украине порт Мариуполь, а такой визит теперь — более чем вероятен. Например, в схожей ситуации в Южно-Китайском море, которую КНР последние несколько лет пытается объявить своим внутренним морем, строя там цепочку искусственных островов — корабли ВМС США регулярно демонстрируют там свой флаг, невзирая на громкие протесты со стороны Китая.

То, что Россия скорее всего не посмеет открыть огонь по американскому Фрегату, направляющемуся через Керченский пролив в Азовское море — очевидно. Если же огонь будет открыт, то это, в лучшем случае, обернется для России уничтожением азовско-черноморской группировки военно-морских сил, в худшем полномасштабной войной, шансов на победу, в которой у России нет никаких.

Поэтому России придется пропустить корабли НАТО в Азовское море, что обернется крупнейшим международным унижением режима, сравнимым с поражением в Русско-японской войне, причем без шансов, на то, что пропаганде удастся обыграть эту ситуацию и подать ее внутреннему «потребителю» как победу России.

Может ли Россия извлечь из обострения ситуации какую-либо выгоду?

Возможностей для России использовать провокацию в Азовском море с выгодой для себя не просматривается.

В дипломатическом отношении – очевидно, что все мировое сообщество, за исключением нескольких малозначительных государств, солидарно выступает на стороне Украины, превратить Азовское море во внутренний российский водоем России не дадут. Выдавить ВМС Украины из акватории Азовского моря также не получится.

Пропагандистский эффект от происходящего также представляется крайне сомнительным: в условиях, летящего вниз рейтинга президента и всех ветвей власти, в ситуации, когда ненависть населения к «элитам» становится зримой даже сквозь срежиссированные опросы общественного мнения, кризисом в Азовском море отвлечь внимание населения от своего бедственного положения не удастся. Более того, вероятная перспектива унизительной для России развязки конфликта в Азовском море может привести к еще большему удару по пресловутому «рейтингу» и фактически выступить еще одним катализатором протестных настроений.

Очевидно, что Россия окажется в проигрыше при любом из реальных сценариев развития ситуации