Принцесса советского кино

Принцесса советского кино

Изящно-утончённая красота этой актрисы разрушила устоявшийся стереотип советской женщины - строителя коммунизма. В советских фильмах она являла собой идеал чувственности, а за рубежом ее нередко сравнивали с такими красавицами Голливуда, как Мэрилин Монро и Грета Гарбо.

Творческая жизнь

Несмотря на то, что судьба не была к ней особо благосклонна, Нонна Терентьева все же оставила свой след и в театре, и в кино.
Еще во время ее учебы в Щукинском училище, Нонну приметил Владимир Мотыль и пригласил на роль в своем фильме «Женя, Женечка и "Катюша"».
Почти одновременно начинающей актрисе поступило предложение и от Иосифа Хейфица - роль Екатерины Ивановны Туркиной в фильме по мотивам чеховского «Ионыча» «Однажды в городе С.»
Нонне предстояло сделать нелегкий выбор. Но будучи поклонницей творчества Чехова, она все же решила принять предложение Иосифа Хейфица.
Сниматься ей предстояло с такими яркими актерами, как Игорь Горбачёв, Анатолий Папанов и Лидия Штыкан.


Нонна Терентьева в фильме «В городе С.»

Со своей ролью Нонна справилась великолепно. После премьеры фильма она сразу стала знаменитой, появились толпы поклонников, карауливших ее на выходе. И ей частенько приходилось скрываться от них, убегая из училища через черный ход.

Вскоре эту картину было решено отправить на фестиваль в Канны для внеконкурсного показа. В состав делегации артистов для презентации фильма вошла и юная Терентьева.
Необычная красота нашей актрисы не осталась без внимания, Нонна была желанным гостем на всех проходящих там светских приемах. Завязались знакомства, в числе прочих она познакомилась и со знаменитыми актерами Симоной Синьоре и Ивом Монтаном. Разговорились, и Симона сказала Нонне:«Если бы Ваш фильм был в конкурсе, Вы обязательно взяли бы приз за лучшую женскую роль, за красоту».

По окончании училища актриса работала в театре Станиславского, там-то Нонну и увидел фотограф Василий Малышев, предложивший сделать ее фотопортрет.
И Нонна согласилась.

А в 1967 году в Париже на выставке ЮНЕСКО эта работа была удостоена первого места. Зарубежные зрители восхищались утонченной красотой и элегантностью русской актрисы, так не похожей на знакомых им советских «Девушек с веслом».

Так получилось, что эту фотографию разместили в одной из газет, выходивших для американских летчиков.
Все они были сражены красотой русской актрисы и стали называть ее не иначе, как «королевой воздуха». Летчики буквально завалили свою «королеву» письмами, предлагая ей свою руку и сердце.
У ног нашей красавицы тогда была вся американская авиация.

Помимо этих писем, юной артистке стали поступать и весьма заманчивые предложения от западных режиссёров, приглашающих ее на съемки в своих фильмах. Но наши чиновники от кинематографии отвергали подобные предложения под предлогом того, что актриса у нас достаточно загружена.

Но это была ложь. В своей стране режиссеры вовсе не заваливали Нонну Терентьеву предложениями, за десять лет ее сняли всего лишь в нескольких фильмах, да и то в эпизодических ролях.

Единственной серьезной ее работой в те годы оказалась роль красотки-авантюристки в фильме «Крах инженера Гарина», которая вновь вознесла актрису на вершину славы.

Нонна Терентьева в фильме «Крах инженера Гарина»

Режиссеров, конечно, восхищала «несоветская» красота актрисы, и они стали предлагать ей роли красоток-авантюристок, коварных и циничных. В подобных однотипных ролях она снялась в фильмах Самсона Самсонова «Бешеное золото», Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс» и Александра Панкратова-Черного «Похождения графа Невзорова». После чего ее, как это часто бывает, стали считать актрисой одного амплуа.

Нонна Терентьева в фильме «Красные башмачки»

В конце 80-х годов обстановка в стране была очень сложной. Коснулось это и кинематографа, многие актеры сидели без работы и были вынуждены колесить по всей стране с концертами.
Для многих это было очень утомительно, но только не для Нонны.

Телеведущий Сергей Майоров, знавший ее, так вспоминал о тех временах:

«Она была нашей палочкой-выручалочкой: никогда не торговалась и ехала хоть на край земли. И если многие артисты ныли, трясясь по разбитой дороге на газике, она всех подбадривала и шутила: «Это же прелесть! Ведь такое никогда больше не повторится!]».

Сногсшибательные наряды «от мамы»

Выступать артистам приходилось в самых разных местах, часто на очень скромных, богом забытых подмостках.
Но при этом Нонна никогда не выходила на сцену в обычной одежде, перед зрителями всегда появлялась роскошная женщина в мехах или пышном боа из перьев страуса, элегантная и эффектная, как Марлен Дитрих или Мэрилин Монро. И хотя многие ее наряды были уже достаточно поношенными, зрители этого не замечали.
А шила все эти потрясающие наряды мама Нонны, превосходная портниха. Бывшая актриса, она знала толк в нарядах...
У Нонны был великолепный голос, на концертах она часто исполняла известные джазовые композиции Дюка Эллингтона и Эллы Фицджеральд.
А завершала свое выступление обычно песней «Калинушка», под которую весь зал буквально рыдал…

Личная жизнь

В 23 года Нонна вышла замуж за аспиранта из Киева Бориса Терентьева.

У них была очень сильная любовь, в браке родилась дочь Ксения, однако вместе они прожили недолго. Отношения между ними испортились, и супруги развелись.

Нонна со своей дочкой Ксенией

После развода Нонна ушла из киевского театра и вернулась в Москву. Туда же переехал и ее коллега Владимир Скоморовский, ставший к тому времени для Нонны близким и любимым человеком. Однако, спустя некоторое время Скоморовский уехал в Америку, а Нонна осталась в Москве. Поначалу были частые письма и мечты о встрече, но постепенно любовь прошла, и они расстались навсегда.
Ксения Терентьева, стала модельером. Одно время она была женой актера и режиссера Владимира Машкова, Познакомились они на кинофестивале. Тогда Ксения помогала актеру учить английский перед поездкой в Голливуд. Но этот брак продлился недолго. В 2004 году супруги расстались. Причиной развода стала двадцатилетняя брюнетка Оксана Шелест. Что-то есть, наверное, общее между матерью и дочерью…

И хотя красавица Нонна никогда не оставалась без мужского внимания, свою личную жизнь ей так и не удалось устроить.

А потом в ее жизнь вмешалась коварная болезнь, о которой она никому не рассказывала, даже своим родным, и никогда ни на что не жаловалась.

Дочь Нонны Терентьевой, Ксения Терентьева рассказывала: "Мама, уже предчувствуя скорый конец, незадолго до дня своего рождения, в феврале, отправила меня в Германию. Она (теперь я это точно знаю) не хотела, чтобы я видела, как она умирает. Когда я звонила домой, мама каждый раз бодро рапортовала: "Все в порядке". Только бабушка однажды не удержалась: "Что-то с мамой не то...". Мама не терпела разговоров о смерти, не любила и не носила черного цвета, никогда не ходила на похороны. Исключение сделала только для Александра Кайдановского. Они дружили, он хотел ее снимать. Ко дню рождения мама сделала мне подарок (в жизни, оказывается, столько символов и знаков, только мы их не умеем читать. Лишь после, вспоминая, понимаем...). Перегнала с любительской кинокамеры на цифровую кассету все кадры, где была я – от рождения до последних дней, потратив на запись весь гонорар. Она угасла за месяц, умерла на бабушкиных руках... 8 марта 1996 года, когда мамы не стало, по двум каналам телевидения показывали картины с ее участием. На мамины похороны собралось очень много знаменитых людей. Никогда не забуду слова Евгения Стеблова, ее однокурсника: "Нонна лежала, как будто спящая принцесса в хрустальном гробу. Казалось, сейчас подойдет принц, поцелует ее, и она оживет". Наверное, ей суждено было умереть молодой, потому что она очень не хотела стареть...".

Сергей Майоров вспоминал: «Когда на ее могиле поставили фотографию с датами рождения и смерти, никто не мог поверить, что Нонне было пятьдесят четыре года. Казалось, что ей чуть за сорок»…
Ушла Нонна Терентьева из жизни в женский день - 8 марта 1996 года.
http://www.kulturologia.ru/blogs/261017/36458/