Однажды в море разразился ураган невиданной силы. Ветер ломал мачты, как тростинки, огромные волны разбивали корабли в щепки. Великое множество судов погибли в пучине, буря оказалась сильнее искусства кормчих и отчаянных усилий моряков.
Один из уцелевших торговых кораблей ждала та же участь. Почти все паруса были изорваны в клочья, в трюме по колено плескалась вода, штурман не мог определить, где они находятся — стрелка компаса беспорядочно вертелась, перепутав север с югом и запад с востоком, а чёрные тучи заслонили солнце.
Решив, что спасения нет, матросы спустились вниз и приготовились к неминуемой гибели.
— Рифы! Справа по борту рифы! — вдруг истошно завопил вахтенный.
Моряки начали молиться и прощаться друг с другом. Только капитан, он же судовладелец, не потерял присутствия духа.
— Все по местам! Убрать паруса! Помощник — к штурвалу! Лево руля! — скомандовал он.
Но команда отказалась выполнить приказ:
— Мы больше не пойдём наверх. Там нас ждёт смерть! Мы не хотим погибать из-за вашего корабля!
— Слушайте меня! — убеждал их капитан. — Если погибнет корабль, погибнут все! И я, и вы в равной опасности. Если хотите жить, убирайте паруса и немедленно становитесь к помпам! Боцман, сигнал!
Боцман поднял было свою дудку, но тут же опустил. Матросы начали переговариваться между собой. Вперёд выступил плотник, самый старый член команды.
— Всё это верно, капитан. Мы сейчас в одном положении. Но если чудо спасёт нас, то вы опять подниметесь наверх, а мы так и останемся внизу, — сказал он. — Поэтому вот наше требование: если мы спасёмся, то вы отдадите нам пятую часть прибыли от продажи товара.
— Не много ли вы захотели? — возмутился капитан. — Я исправно плачу вам жалованье, вы никогда не голодали и не было случая, чтобы вы не получили свою ежедневную порцию рома!
Но команда стояла на своём, уверяя, что в случае отказа предпочтёт утонуть.
— В отличие от вас, уважаемый капитан, нам нечего терять. Если суждено умереть, значит, мы умрём. Да будет так!
И капитан был вынужден пообещать, что после возвращения в порт отдаст команде пятую часть прибыли. Повеселев, матросы дружно взялись за работу. Помощник капитана встал к штурвалу, боцман начал отдавать команды, лишние паруса были убраны, вода откачана, корабль снова слушался руля и благополучно миновал рифы.
Но буря с каждым часом становилась сильнее. Люди устали и снова отказывались работать. Все матросы лежали в подвесных койках и покорно ждали смерти.
— Почему на палубе никого нет! Почему бросили штурвал? В трюме опять полно воды! Все за работу! — приказал капитан.
Но матросы лишь отворачивали лица и не двигались с места.
Потом боцман сказал:
— Зачем нам надрываться, качая помпы? Зачем вылезать на палубу, рискуя быть смытыми за борт? Зачем нам жить, если мы всё равно останемся нищими? Мы думаем, что по справедливости команда должна получить половину прибыли.
— Это же грабёж! — вскричал капитан. — А что тогда останется мне? И как же я расплачусь с кредиторами?
Боцман развёл руками:
— Если корабль погибнет, у вас ничего останется. И не стоит беспокоиться о кредиторах. Если вы утонете, то их деньги утонут вместе с вами.
Капитан тяжело вздохнул и посмотрел на своих людей. Они служили под его началом много лет, но сейчас он их не узнавал.
— Ладно, даю слово, что вы получите половину прибыли.
— Тройное ура нашему щедрому капитану! — радостно закричали матросы и живо разбежались по местам.
Но буря не собиралась стихать. И скоро команда опять отказалась спасать себя и корабль. А когда капитан призвал их к благоразумию, они поставили неслыханное условие — отдать им всю прибыль.
— Но ведь весь товар куплен на мои деньги! Вы не вложили ни одной монеты!
— Зато у вас остаётся корабль, — сказал помощник капитана, которому он доверял как себе. — Если мы спасёмся, вы снова начнёте торговать и через каких-нибудь пять лет вернёте свои деньги.
— Да, я ведь забыл, что корабль пока принадлежит мне, — медленно проговорил капитан. — Я должен подумать.
— Думайте, капитан. Но не очень долго, буря крепчает!
И он ушёл думать. А потом команда услышала сильные удары, доносящиеся из трюма.
Это капитан прорубал днище своего корабля.
— Так вот, братья, пусть послужит вам эта история уроком, — сказал Старый Управляющий собравшимся вокруг него приказчикам, надсмотрщикам, десятникам, старшим и младшим лакеям. — Где бы вам не довелось служить, знайте: во времена бедствий и потрясений можно получить многое из того, в чем вам прежде отказывали.
Многое, но не всё! И если вы не хотите лишиться доброго хозяина, которого умный работник может стричь до конца жизни, умерьте свои желания и никогда не переходите границы возможного.