Притча "О подарке"

Притча "О подарке"

Однажды, когда Будда отдыхал в парке Джетавана, к нему пришли горожане — муж с женой и их дочь. Родители просили Будду объяснить, что происходило с их дочерью. Она появилась на свет, окутанная мяг­кой белой материей. Родители очень удивились этому и показали дочь астрологу. Тот посмотрел на девочку и сказал:

— Вижу на лице вашей дочери хорошие знаки. Они говорят, что ваша дочь обретёт великую духовную чистоту.

— Так назовём её Сита — «Белая», — сказали родители.

Девочка росла, и вместе с ней увеличивалась в размере материя,

покрывавшая тело. Когда она повзрослела, то многие мужчины хо­тели взять её в жёны. Отец с матерью, подумав о свадебном убранстве для дочери, обратились к мастеру и заказали ему золотые и серебряные украшения. Увидев эти красивые вещи, дочь спроси­ла родителей:

— А это для чего? Это твои свадебные украшения, — отвечали те.

— Но я хочу стать ученицей Будды и не собираюсь замуж, — сказала им дочь.

Родители согласились с её желанием и тут же достали материю, собираясь шить монашеское одеяние.

— Для чего эта материя? — спросила тогда дочь.

— Шить тебе монашеское одеяние, — ответили ей родители.

— У меня есть монашеское одеяние, и ничего не требуется

шить, — сказала та и продолжала, — отведите меня к Будде.

— Хорошо, — согласились родители, — пойдём.

Они направились в парк Джетавана, где Будда пережидал полу­денный зной.

— Прими дочь в ученицы, — попросили они, поклонившись Будде.

— Приди во благе! — промолвил он.

Будда поручил девушку заботам Праджапати. Новая ученица вскоре достигла архатства — святости.

Многие просили Будду рас­сказать, что за благую заслугу обрела она в прежних рождениях, ес­ли так быстро стала святой, и что за необычная белая ткань с дет­ства покрывала её тело.

— Это было давным-давно, — начал свой рассказ Будда. — Тогда в мир пришёл будда Випашьин.

Вместе со своими учениками он нёс добро, и все люди щедро совершали ему жертвоприношения. В той местности жили муж и жена. Они были хорошими, но очень бедны­ми людьми. Обитали они в хижине, построенной из веток и травы, а единственным их имуществом был кусок старой ткани.

Когда му­жу нужно было идти куда-нибудь, то он набрасывал на себя этот ку­сок ткани, а жена ждала его, сидя в куче травы, чтобы скрыть свою наготу. Когда же нужно было идти жене, то она надевала ткань, а муж сидел дома. Однажды к их хижине подошёл ученик Будды и стал призывать их послушать проповедь и поднести дар Будде.

— Нам с мужем хотелось бы пойти посмотреть и послушать Будду, но у нас нет даже одежды, не то что подношений для него, — ответила ему женщина.

— А вы всё-таки сходите, — уговаривал их монах, — не пропустите случай, ведь так редко в нашем мире являются будды, а ещё реже представляется возможность их услышать.

— Святой человек, — сказала женщина, — подожди немного, а я пойду поговорю со своим мужем.

— Делай, как хочешь, — ответил безразлично её муж. — Только скажи мне, если у нас ничего нет, что же ты собираешься дарить Будде?

Его жена взяла в руки их единственное достояние — старый кусок материи — и сказала мужу:

— Я поднесу ему в дар наш кусок материи. Мы кроме него ничего не имеем, — испугался мужчина, — если мы его подарим, то никуда не сможем выйти. Как же станем добы­вать пропитание?

— Человек рождается и умирает, — возразила ему жена, — если да­ра не сделаем — умрём, сделаем дар — тоже умрём. Но, сделав подарок, будем хотя бы иметь надежду на лучшее в следующем рожде­нии. Сделав подарок, и умереть легче.

— Дари ткань, — хоть и с неудовольствием, но разрешил муж.

То­гда жена, выглянув наружу, сказала монаху:

— О, достопочтенный, зажмурься ненадолго. Я вручу тебе дар для Будды.

— Если ты вручаешь дар, — произнёс тот, — то делать это нужно открыто, с почтением — двумя руками.

— Кроме этой материи на теле, у меня ничего нет, — отвечала женщина. — Поэтому ты отвернись, я её сниму и отдам тебе.

И с этими словами она сняла с себя кусок материи и вручила его монаху. Монах, произнеся благословение дарению, взял эту мате­рию и пошёл туда, где пребывал Будда.

— Дай мне то, что ты принёс, — попросил, увидев его, Победоносный.

Монах очень удивился, но протянул ему ткань, поднесённую женщиной. Хо­тя она была ветхой и грязной, но Будда принял её с почтением, обе­ими руками. Люди из царской свиты, находившиеся в то время рядом и всё это видевшие, с презрением стали говорить друг другу:

— Как мог Почитаемый в Мирах взять в руки эту старую и дурно пахнущую ткань. Зачем она ему понадобилась?! Пусть только пожелает, мы вмиг до­ставим ему сколько угодно драгоценных шелков.

— По-моему, — сказал Будда, услышав такие разговоры, — все ваши подарки уступают этому чистосердечному дару.

Многим от этих слов стало стыдно за себя, а царь приказал по­слать богатые одежды супругам.

— В то время та бедная женщина и была нынешней девушкой по имени Сита, — закончил свой рассказ Будда. — Подарив кусок материи, она при каждом рождении появлялась на свет одетой в белую ткань, не знала бедности и всего у неё было в достатке.