Притча об украинском чиновнике

Притча об украинском чиновнике

я вспоминал анекдот, старый советский, даже бородатый, о «среднестатистических» американцах и о советских таких же гражданах. Если в США, по мнению тогдашнего русского лидера Брежнева, надо было разделять «средних» белых и «средних» черных (негров), то в СССР, исходя из анекдотической реплики того же Брежнева, уже созрела не меньшая дискриминация: грузины жили намного лучше, чем иные советские граждане других республик Союза. Принципиально лучше ­- грузины разъезжали на новеньких «Волгах», имели приличные коттеджи и шиковали в ресторанах… Это был даже не анекдотический, а объективный исторический факт.

Но полоскать в заголовке гордую нацию грузин я не решился - еще и потому, что вначале правления президента Порошенко именно их, грузин, активных и опытных политиков из братской республики, активно привлекали к управленческим делам в Украине.

И не вина Михаила Саакашвили и его соотечетсвенников: Деканоидзе, Сакварелидзе, Згуладзе, Лорткипанидзе, что они «не вписались» в структуру министерской и олигархической верхушки, управляющей страной.

Вина и проблема эта уходит корнями в прошлое, когда в советской еще республике Украине насаждались правила игры компартийной бюрократии Москвы, имперской чиновничьей элиты…

Проще будет действительно объяснить современную ситуацию притчей. Которая, как говорится, имела место быть еще лет двадцать восемь назад.

Дело было в Полтаве, у меня среди чиновников высшей компартийной областной верхушки был один хороший знакомый, которого звали Владимир Иванович К.

Владимир Иванович возглавлял в облисполкоме крупный отдел, который занимался распределением по области важных предметов, агрегатов и оборудования для тогдашней плановой экономики. Он был человеком улыбчивым и всегда готовым прийти на помощь «нужному человеку». Он сам был "нужным" человеком, что называется, на коне, сам радовался жизни и по возможности помогал в этом другим.

Но пришли новые времена и плановую экономику демонтировали. Нормальное дело — Владимир Иванович сразу же «трансформировался» в бизнесмена и открыл собственную небольшую фирму. Когда я встречал его в городе, он выглядел таким же бодрым, любезным и улыбчивым. Но однажды я увидел его летящим по улице и каким-то особоозабоченным, и улыбка уже не играла на его лице. На мой вопрос — куда же ушло хорошее настроение? - К. только огорченно махнул рукой. Мол, в бизнесе оказалось много, слишком много нечестных конкурентов, дела почти застыли на месте. В Полтаве, мол, куда не кинь, - проблемы...

- А вот в Харькове, там люди, которые заправляют всем из обладминистрации, - вот они живут по уму! - тут же поделился важной для него информацией Владимир Иванович. - Там в нормальный кабинет не подойди, не имея в кармане пару тысяч «зелененьких»!

К. горестно вздохнул. И продолжая сетовать на то, что в Полтаве все не так как в Харькове, что бизнесом заниматься тяжело, и что по видимости он вообще поперся не в свои сферы, а надо было сидеть в своем кабинете, К. удалился.

И вот, еще через энное время я вновь столкнулся с Владимиром Ивановичем в центре города. Он опять спешил куда-то и опять излучал добродушие и довольство жизнью.

- Ну, наконец и у меня все наладилось! - воскликнул он, даже не услышав моего первого вежливого вопроса о делах, - Живу! Правильные реформы проводит наш новый президент! Вот и я — закрыл свою фирму, перешел опять работать в наш «Белый дом», там ведь ценят старых и опытных сотрудников… Ну, если и тебе надо чё решить — забегай ко мне! Мы к хорошим людям всегда по-хорошему… Да! Кстати! Теперь и в Полтаве не отстают от харьковчан, дела решают чотко — и всем от этого польза! Так что, если надо чё, заходи — обслужим по самому дружескому тарифу!

О чем эта притча?

Вы конечно догадались, но я еще растолкую. Увы! Наши украинские беды в экономике, наши кризисы и стагнации имеют глубокие коммунистические и великодержавные российские корни. Поэтому, пытаясь анализировать происходящее в Украине, всегда надо помнить, держать в уме «притчу о Владимире Ивановиче».

Служащие украинских госучреждений вовсе не слуги народа — как это пытаются юмористически доказать в одном известном и популярном комедийном сериале. О том, что совдеповская номенклатура всегда имела невероятные привилегии и чиновники времен СССР составляли некую «касту неприкасаемых», - об этом знали в мире давно. Вот меня однажды, во время командировки в США в конце 80-х годов, американские друзья ехидно спросили: как я думаю, сколько служебных автомобилей имеет сенат штата. Я почти тогда угадал. Но вообще-то для советского гражданина этот, нормальный для американского налогоплательщика факт показался бы почти невероятным: для обслуживания аппарата сената среднего штата полагается … всего один служебный автомобиль! И к нему иногда «прилагается» штатный водитель - для губернатора. Но в том штате, где я тогда проходил стажировку как украинский газетчик, губернатор из экономии казенных средств от шофера личного отказался и садился за руль служебного авто сам. У нас же, в Украине, да и во многих бывших республиках Союза практика «барства» чиновников среднего и высшего класса неизбывна, и она развращает народ, делает его нищим и способствует коррупции.

Если взять любой украинский город или даже райцентр и посчитать, сколько бюджетных средств уходит на те «графы», которые просто немыслимы в богатых и, как их уважительно еще именуют, ЦИВИЛИЗОВАННЫХ странах, то суммы получатся впечатляющими. Наверняка украинская официальная статистика даже и не скрывает этих цифр и этих душераздирающих фактов (на фоне нищеты нации и отсутвия средств на проведение задекларированных реформ).

Я насчет них именно поэтому пока промолчу (желающий может прогуглить в Интернете).

Но вот еще очевидная и даже очень дискутируемая в обществе проблема! Почему и чем мотивированы раздутые зарплаты крупных чиновников? Каким таким макаром и какой логикой жизни также и средние государственные клерки, вслед за министрами и их многочисленными замами и помощниками, вытягивают из госказны громадные суммы всяческих «оздоровительных», премиальных, «за секретность доступа» - и так далее и так далее, надбавок и премий… За какую такую доблестную службу и успехи в реформаторской деятельности?

Три года назад СМИ провели так называемый ТОП-5

То есть, это был рейтинг самых больших зарплат госслужащих в Украине. Во-первых, и сразу стало известно, что эти самые “топовые госчиновники” имеют от 23 тысяч до 1 млн. гривен в месяц. В 2015 году реформы зарплат начались с министерства внутренних дел.

Арсен Аваков тогда “озвучил” новую месячную зарплату - 97 тысяч гривен для тогдашней шефини украинской полиции Хакии Деканоидзе. Ее оклад увеличили сразу вдвое! Но как уже видим, радикальной перемены (хотя бы раза в полтора и к лучшему) в работе полицейских с тех пор не произошло. Да и Хакию саму тихонько подвинули, и теперь ее «вкусным» окладом, со всякими там надбавками и «оздоровительными» лакомится другой парниша).

С тех пор СМИ захлестывают новые и новые волны обсуждений и дискуссий – какой же должна быть оплата труда госслужащих Украины?

Как главный тезис КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ высоких окладов чиновников приводится аргумент: мол, когда работа бюрократа нашего достойно оплачивается, это мотивирует его и работать в поте лица, и способствует искоренению коррупции в госаппарате.

Мотивирует ли? Способствует ли? Вот более важные вопросы. И когда я ищу на них ответы, перед моими глазами всплывает хитренькая и добродушненькая, вся искрящаяся радостью жизни, мордочка лица Владимира Ивановича К.

Считается (Госстат так посчитал), что сегодня зарплаты госчиновников почти не отличаются от средней зарплаты “среднего украинского негра».

Согласно данным того же Госстата три года назад средняя зарплата украинца составляла 4390 грн. (увы, на мой взгляд даже и сегодня, учитывая повышение вдвое минимальной зарплаты, она едва превысила эту сумму). Средний же оклад министра тогда же якобы составлял 6 тысяч. Мол, смотрите-ка, скромно указывал Госстат: министр, а живет как простой украинец! Сторонники высоких зарплат госслужащих приводили европейскую статистику.

Мол, в Европе средняя зарплата чиновника составляет 2300 евро. Мол, в Норвегии – это около 7000 евро, в Венгрии – чуть больше 1000. А ведь средняя зарплата европейца – 1300 евро (это тоже данные трехлетней давности). Из этой всей цифири сторонники всех благ и лучших зарплат для нашей новой номенклатуры выводили: эти мол, наши низкие, по сравнению с европейскими, зарплаты топ-чиновников в Украине – одна из ключевых причин процветания коррупции в Украине.

Ну, и давайте наконец напомним имена «лидеров» по зарплатам года 2015-го и сразу перейдем к современности.

Итак, вот они, люди служивые и которые «в перспективе смогут позволить себе жить на одну зарплату и не будут подвергаться соблазну коррупции”. Это была цитата из СМИ.

В топе номер первый - британец Марк Роллинз. Зарплата главы ПАО "Укрнафта" составляла 500 тысяч долларов. Это в год. Кроме этого, согласно контракту, Роллинз будет получать вознаграждение в размере 2% от прибыли "Укрнафты" за год. Не буду обсуждать по крайней мере два вопроса,исходящие из сего факта. Первый - почему украинскую государственную структуру стратегической важности возглавляет британец? И второе: а почему уважаемые господа, определявшие такой высокий оклад считают, что миллионов 20 ДОЛЛАРОВ(если учитывать возможный процент с прибыли, а компания приносит именно такой доход - до одного млрд. долларов в год) такая вот "скромненькая"даже по западным меркам сумма убережет господина Роллинза от коррупционных соблазнов, а вот если взять среднеевропейских эдаких 300 тысяч евро годовых - то этих денег на борьбу с собственной совестью у британца не хватит?

Вторым номером в топе богатых чиновников Украины была незабвенная Хатия Деконаидзе. Не буду всуе упоминать в который уже раз имя ее, но ей предполагалось платить тоже что-то до одного млн. гривен в год. Но без процентов, правда, а чистого оклада.

Третий номер топ-пятерки. Артем Сытник. Молодой глава Национального антикоррупционного бюро получал три года назад зарплату  70 тысяч грн. в месяц. Причем срок назначения в эту должность – 7 лет. Сегодня в СМИ появилось уже достаточно материалов, компрометирующих образ жизни и отсутствие заангажированности САМОГО ЧЕСТНОГО (по роду и специфике службы) бюрократа страны.

Замечу также, что сегодня детективы Национального антикоррупционного бюро получают до 35 тыс. грн. в месяц. Тысяча евро - опять же вопрос, - убережет такого важного пацана от соблазна брать взятки или не убережет? Сам Сытник однажды в интервью для СМИ уже признался, что не взял предлагаемого ему хабарыка на сумму 200 тысяч долларов... А если бы миллион предложили?

Номером четыре в нашем позапрошлогоднем списке - Андрей Коболев. Должностной оклад директора "Нафтогаза Украины" составлял в 2015 году 26 тысяч гривен. Это совсем немного, если перевести на евро и сравнить с окладами еврочиновников. Но это было даже вчетверо больше, чем получал тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк (размер должностного оклада главы Кабинета министров составлял в 2015 году 6640 грн).

Вот какие скромные крупные чиновники водились еще три года назад в нашей Украине!

И опять - только лишь я осмелился на такой радикальненький вывод, - перед глазами возник-всплыл хитренький прищур моего в прошлом приятеля, веселенького Владимира Ивановича К.

Поэтому не буду даже особо останавливаться на замыкающем пятерку, на самом бедном из крупных госслужащих Украины, на Петре Алексеевиче Порошенко. Его доходы в смысле оклада настолько мизерны, и если взять в гривнах, и если даже по самым последним данным, то за минувший год они составили 336 тысяч. То есть, Президент такой большой страны, самой большой в Европе и одной из самых нестабильных в мире получает чуть даже меньше тысячи евро в месяц. Мой один близкий родич, довольно средний госслужащий в Литве, получает даже немного больше тысячи. Все-таки больше, чем украинский президент! Правда, Порошенко отдает всю свою зарплату, по официальному признанию его ведомства, на благотворительность. Но тогда возникает вопрос: он ведь давал присягу отказаться от бизнеса, вступая в столь высокую должность, не так ли? Так почему же... Так на какие же... И так далее.

Дальше просто противно обсасывать и комментировать пагубную для морального здоровья нации позицию и поведение ее Президента, который на самом-то деле (получается из контекста) продолжает ворочать своими бизнесовыми миллиардами, жить на эти "левые" по сути деньги - и этим нарушает не только нормы морали и этики, но и закон.

Ну, а теперь перейдем к всякой украинской чиновничьей мелочевке

Далее будут частично цитироваться украинские СМИ.

"...Согласно проекту постановления, в этом, уже 2018-м году, оклады госчиновников планируют повысить на 30-40%. В частности, оклад министра вырастет до 18 000 грн (сейчас 15 200 грн., а три года назад, напомним, был всего 6 тысяч), его первого зама — до 15 800, замов — 14 500, руководителей департаментов — 12 000, руководителей управлений — 11 400, руководители отделов — 10 800, а специалистов — 5500".

Оклады глав обладминистраций будут увеличены до 16 тысяч, их замов — до 14-ти, директора департаментов будут скоро получать по 10 тыс. грн, глав управлений — 9... И так далее, по снисходящему ранжиру. То есть, специалистам без ранга и вовсе хотят платить оклад меньше нынешней минимальной зарплаты — 3600 грн.

Правительство Гройсмана планирует прибавить к окладу и сотрудникам патронажных служб парламента и АП (администрации Президента). Например, руководитель секретариата парламента получит 13 000 грн, его зам — чуть меньше, пресс-секретарь спикера парламента — еще на 2 тыс. меньше..... И так далее. Все высшие чиновники страны будут получать где-то в этих пределах. Так-то вот. Скромненько, как всегда. Но!

Тут имеем даже два больших и принципиальных "НО".

Эти цифры - только голые оклады. На них будут накручивать премии (до 100% оклада) и надбавки (также до 100% от оклада). В результате все можно умножать на три. Потому как полагаются многим чиновникам и 100процентные премии "на оздоровление" (к отпускным), и "за секретность".... И так далее. И опять возникают вопросы социальной несправедливости.

 Вот почему, в такой большой, но беднейшей из европейских стран как Украина, некая чиновная шишка, именуемая в народе губернатором (глава госадминистрации) получать будет со всеми накрутками до 60 тысяч гривен ежемесячно, а директор школы, например, сегодня реально получает... ну, 10 тысяч, если повезет... Вопрос, и в том, что существует диспропорция в должностных окладах по горизонтали и вертикали. И не только чиновников, но также и бюджетников. И кто для нации реально важнее, весомее - некий начальник управления Владимир Иванович, который с тех самых совковых десятилетий не научился ничему как хитромудро перераспределять деньги из казны - или талантливый ученый? Или новый украинский педагог-Сухомлинский? Или гениальный хирург каким был, например, Амосов?

Но пойдем далее по теме.

Странно выходит, что, например, у того же губернатора основной оклад 18 000 грн, а специалист, напоминаю, имеет 3600 грн. Почему? Ведь по сути дела губернаторы на местах занимаются ни чем иным как распределеним госбюджета - в нужных местах, отраслях и для нужных людей. Разве для этого нужна особая квалификация? Или же сумма в 2 тысячи евро в месяц убережет совесть губернаторскую от взяточничества?

Во всем мире нет таких разрывов в зарплатах чиновников, как у нас. Например, в США разрыв между начальником и сотрудником — где-то до 10%, и уже общество проявляет беспокойство. Естественно, что кроме окладов будут надбавки и зарплата будет в два раза больше
Ну, и кроме того, кроме неразумной политики расточительства в содержании самого большого (соотносительно европейских аналогов) аппарата госслужащих, мы наблюдаем удивительную пунктуальность правительства и Президента, если дело касается увеличения расходов на содержание этого самого аппарата. И - невероятное разгильдяйство, если такие же вопросы имеют отношение к пенсиям граждан или зарплатам бюджетников.
Вот и все на сегодня. Фактически Украина в наследие от своей советской "родительницы" получила, то, что называют полицейско-бюрократическим государством. О бюрократии нашей вам теперь более-менее понятно.
Ну, а что касается его "полицейской" части - поговорим об этом позже.
Виталий Цебрий

Loading...