астоящее имя Сарахи было Рауль — это имя дал ему отец. Когда он пришёл к Шри Кирти, первое, что сказал ему Шри Кирти, было:
— Забудь все свои Веды, все свои знания и всю эту чепуху.
Это было трудно для Сарахи, но он был готов пожертвовать всем. Что-то в Шри Кирти притягивало его. Он был для него, как магнит. Шли годы, и постепенно он забыл всё, что знал. Он в совершенстве освоил искусство медитации. Раньше о нём говорили как о великом учёном — теперь он прославился своим искусством медитации. Люди приходили издалека, чтобы увидеть этого молодого человека, который стал таким же невинным, таким же чистым, как только что пробившийся росток, как капли росы на траве.
Однажды во время медитации Сарахе было видение: он увидел на рыночной площади женщину, которая должна была стать его настоящим учителем. Шри Кирти только указал ему путь, но его настоящим учителем должна была стать женщина.
Это тоже необходимо понять. Тантра — это единственное учение, в котором никогда не было мужского шовинизма. Наоборот: чтобы изучать Тантру, необходимо делать это вместе с мудрой женщиной; без мудрой женщины невозможно войти в сложный мир Тантры. Тантра расцветает на рыночной площади, в полноте жизни. Тантра — это не отрицание, это полное принятие.
Он встал. Шри Кирти спросил:
— Куда ты собираешься идти?
Сараха ответил:
— Ты показал мне путь. Ты помог мне избавиться от моих знаний. Ты сделал половину работы — ты превратил меня в чистый лист. Теперь я готов сделать оставшуюся работу.
Шри Кирти засмеялся и благословил его в дорогу.
Он пришёл на рыночную площадь и был удивлён: он на самом деле нашёл женщину, которая явилась ему в видении. Женщина выковывала стрелу; она была изготовительницей стрел.
Третье, что необходимо помнить о Тантре: она утверждает, что чем культурнее, цивилизованнее человек, тем меньше у него шансов на тантрическую трансформацию. Чем нецивилизованнее, чем примитивней человек, тем он живее. Чем цивилизованнее человек, тем он более искусственный, он становится слишком культурным, теряет свои корни, свою связь с землёй. Он боится «грязного» мира, он пытается отгородиться от него, сделать вид, что он не принадлежит этой земле. Тантра говорит: чтобы найти настоящего человека, надо увидеть его корни. Женщина-лучница принадлежала к низшей касте, и для Сарахи — учёного брамина, знаменитого брамина, который жил при дворе правителя, — прийти к простой женщине было символом. Учёный человек должен прийти к живому человеку. Искусственное должно прийти к настоящему. Он увидел эту женщину, молодую женщину, живую, излучающую жизнь, — она вырезала стрелу, не глядя ни вправо, ни влево, полностью поглощённая изготовлением стрелы.
Он почувствовал в ней нечто необыкновенное, что-то, с чем он никогда до этого не сталкивался. Даже образ Шри Кирти, его мастера, бледнел перед образом этой женщины. Что-то было в ней такое живое, настоящее, из самого источника существования. Сараха наблюдал за женщиной. Стрела готова, женщина закрыла один глаз и приняла позу стрелка, словно прицеливаясь в воображаемую мишень. Сараха подошёл ближе. Не было никакой мишени, она только представляла, что целится. Один её глаз был закрыт, другой открыт, и она целилась в воображаемую мишень — невидимую цель, которой не было. Сараха почувствовал, что в этом есть какой-то скрытый смысл. Её поза символизировала что-то, но что — он никак не мог определить. Он чувствовал, что это что-то значит, но не мог понять, что именно. Тогда он спросил женщину, на самом ли деле она профессиональный изготовитель стрел.
Женщина громко рассмеялась и сказала:
— Ты глупый брамин! Ты отбросил Веды, но теперь ты поклоняешься Будде, чтишь его Дхаммападу. Какой в этом смысл? Теперь у тебя другие книги, другая философия, но ты остался таким же глупцом.
Сараха был поражён. Никто никогда не говорил ему подобных вещей, только нецивилизованная женщина могла такое сказать. И смеялась она таким диким смехом — но она была живая, как сама жизнь. И он почувствовал, что его тянет к ней. Она была магнитом, а он — всего лишь куском железа. Затем она сказала:
— Ты считаешь себя буддистом?
Он носил жёлтое одеяние буддистского монаха. Она снова засмеялась и сказала:
— Суть учения Будды познаётся только через деяние, а не через слова или книги. Тебе ещё не надоело всё это? Не трать своё время на эти бесполезные поиски. Иди за мной!
И тут что-то произошло: на него снизошло понимание. Никогда ничего подобного с ним не происходило. В этот момент он понял духовный смысл её действий. Она не глядела ни вправо, ни влево, она смотрела в середину. Впервые в жизни он понял, что имел в виду Будда, когда говорил: будь посередине. Он имел в виду: избегай крайностей. Сначала он был философом, потом стал антифилософом — из одной крайности в другую. Сначала он чтил одно, потом начал чтить прямо противоположное — почитание осталось. Ты можешь бросаться от правого к левому, от левого к правому — это не поможет. Ты будешь, как маятник, который качается вправо-влево, влево-вправо.
Он слышал это множество раз от Шри Кирти; он читал об этом, он размышлял об этом; он доказывал другим, что надо быть посередине. Впервые в жизни он увидел это в действии: эта женщина не смотрела ни вправо, ни влево… она смотрела в середину, была сосредоточена на середине. И она была так поглощена своим занятием, что даже не смотрела на Сараху, который стоял и наблюдал за ней. Она была так поглощена этим, была так сконцентрирована на действии — это символизировало ещё одно буддистское изречение: быть полностью в действии значит быть свободным от действия. Эта женщина была полностью поглощена своим занятием. Поэтому она излучала такую энергию, поэтому она была так прекрасна. Она была обычной женщиной, но её красота была неземной. Красота происходила от полной концентрации. Она была прекрасна от того, что не кидалась в крайности. Она была прекрасна от того, что она находилась посередине, в гармонии. Из гармонии рождается красота. Впервые Сараха встретил женщину, которая была не только физически, но и духовно красива. В этот момент он стал её учеником. Полностью сосредоточившись на том, что она делала, он впервые понял: это и есть медитация. Медитация — это не значит сидеть какое-то время и повторять мантру, или ходить в церковь, или в храм, или в мечеть, это значит быть в жизни, делать обычные вещи, но с такой концентрацией, что в каждом действии видна глубина. Он впервые понял, что такое медитация. Когда он это понял, наблюдая за действиями женщины, когда ему открылась истина, женщина дала ему имя Сараха.
— Сараха — красивое слово. Оно означает «выпустивший стрелу».
В тот момент, когда он понял значение её действий, символизм её жестов, в тот момент, когда он смог понять то, что женщина пыталась донести до него, она необычайно обрадовалась. Она начала танцевать и назвала его «Сараха», и сказала
— С этого дня ты будешь носить имя Сараха: ты выпустил стрелу. Когда ты понял смысл моих действий, ты проник в самую суть.
Рауль стал Сарахой.
В легенде говорится, что эта женщина была никем иным, как скрытым буддой. Имя этого будды, данное в записях, Сукхнатха-будда, который пришёл, чтобы помочь будущему великому человеку, Сарахе. Будда по имени Сукхнатха пришёл к нему в образе женщины. Но почему? Почему именно женщины? Потому что в Тантре считается, что подобно тому, как новый человек рождается от женщины, так и новый ученик также должен рождаться от женщины. На самом деле, все мастера являются больше матерями, чем отцами. Они обладают женскими качествами. Будда женственен, как и Махавира, как и Кришна. Вы можете видеть их изящество и мягкость, присущие женщинам; вы можете видеть их женственную красоту; вы можете посмотреть в их глаза, и вы не найдёте там мужской агрессивности. Таким образом, это очень символично, что будда принял женское обличье. Будды всегда принимают женское обличье. Они могут жить в мужском теле, но они женственны — потому что всё, что рождается, рождается из женской энергии.
Мужская энергия может привести её в движение, но она не может ничего родить. Мастер должен держать вас в своём чреве месяцы, годы, иногда даже не одну жизнь. Никто не знает, когда придёт время родиться. Мастер должен быть матерью. Мастер должен обладать огромным запасом женской энергии, чтобы изливать на вас свою любовь — только тогда он сможет разрушить вас. Пока вы не уверены в его любви, вы не позволите ему разрушить вас. Как вы сможете довериться ему? Только его любовь позволит вам довериться ему. И благодаря этому доверию он будет постепенно разрушать вас по частям. И в один прекрасный день вы вдруг исчезнете. Медленно, постепенно… и вот вас уже нет. Гате, гате, пара гате — ушло, ушло, совсем ушло. И затем рождается новое.