ПРИВАТИЗАЦИЯ 24

ПРИВАТИЗАЦИЯ 24

Когда говорят, что сто дней – слишком короткий срок, чтобы новая власть успела продемонстрировать свою эффективность в экономической сфере, то это явная недооценка и даже оскорбление в адрес Игоря Валерьевича Коломойского. Действительно, пока мы только в начале большого пути. Но, как гласит древняя мудрость, Ex ungue leonem. Льва видно по когтю. А управленческий гений – по Центрэнерго. По тому, что происходит сегодня на одной из крупнейших энергогенерирующих компаний Украины, несложно воссоздать модель будущего управления другими государственными активами.

Ситуация на Центрэнерго – это первый, очевидный и легко доказуемый схематоз новой власти. И это – совсем не мелкий кейс. Центрэнерго, для тех, кто не в курсе – это госкомпания, состоящая из трех теплоэлектростанций (суммарная установленная мощность около 14% от всей электроэнергетики Украины), работающих на угле и производящих электроэнергию. И сегодня на госпредприятии реализуется нахальная и не очень искусная схема, которую мы бы назвали «Коломойский минус».

Немного истории. У Центрэнерго, как сообщают нам сегодня в НАБУ и ГБР, при злочинном режиме барыг был «смотрящий» - Кононенко. Который, если верить Портнову и ГБР, зарабатывал ежемесячно по 200 млн грн. Ну ок.

И вот закончилась эпоха брехни, наступила эра справедливости. Сразу после победы Зеленского на Центрэнерго начали происходить тектонические сдвиги, эпицентром которых был Коломойский. Просто совпадение, мы же знаем, что президент давно не связан с олигархом. Просто совпало.

Так вот, Коломойский полностью взял госпредприятие под свой контроль, когда Фонд госимущества назначил представителей Коломойского в Набсовет, а правление возглавил «профессиональный и понятный нам», как сказал олигарх в интервью «Цензору», директор Потапенко. А супервайзером от Коломойского выступил опытный угольный смотрящий Саши Януковича – Виталий Беляков.

Ну а дальше – простая статистика. Все пять лет правления злочинного режима барыг Центрэнерго было прибыльным предприятием. Так, например, в 2016 году чистая прибыль госкомпании составляла 0,38 млрд грн, в 2017 – 1,9 млрд грн, в 2018 – 0,5 млрд грн.

А вот за два месяца работы нового менеджмента и Набсовета Коломойского, то есть за июль-август, компания получила убыток в 1,3 млрд грн. На этом замечательном примере мы видим «философию днепропетровской бизнес-модели». О которой Коломойский так пылко говорил в интервью «Цензору», противопоставляя ее подходу ДТЭК.

Откуда взялись эти убытки? Очень просто, а точнее, как говорил Азаров – тупо и глупо. Часть угля закупается выше рыночной цены через свои прокладки вроде «Нафта форс», записанную на директора приватовской АЗС. Цена в подобных контрактах доходит до 3165 грн/т с НДС.

Коррупционная формула «Роттердам+», придуманная злочинным режимом барыг, давала бы 1741 грн за тонну.
И вторая причина убытков – продажа вырабатываемой на дорогом угле электроэнергии ниже себестоимости. При Коломойском "Центрэнерго" снизила тариф до 1,3-1,6 грн/квт. Тогда как себестоимость с учетом цены угля, закупаемого Коломойским, превышает 2,1 грн/квт. И кому же государственная генерация с убытком для себя поставляет электроэнергию – правильно, заводам Коломойского.

Центрэнерго подписало три договора с Никопольским заводом ферросплавов на 372 млн грн. Подписаны договора с "Запорожским заводом ферросплавов" и "Днепроазотом". Оба предприятия принадлежат Коломойскому. На 350 млн грн. подписан договор с "Юнайтед Энерджи" – это подконтрольный Коломойскому посредник, который покупает электроэнергию по 1,56 грн/квт.

При злочинном режиме барыг Центрэнерго собирались приватизировать по стартовой цене в 6 млрд грн. А уже сегодня мы читаем статьи о том, что эта цена заоблачная, предприятие старое и «грязное», в долгах, как шелках. К тому же Украина взяла на себя обязательства по сокращению выбросов в ближайшие годы. Надо просто отдать его Игорю Валерьевичу Коломойскому, пусть он даст сколько сможет, дай бог ему здоровья, а мы будем его благодарить за то, что он вложит (хоть это и вряд ли) что-то в модернизацию.

А будет помогать, а точнее – уже помогает, этой схеме и.о. главы Фонда госимущества Виталий Трубаров. Который, как он сам сказал в интервью, готов работать даже на посту заместителя главы ФГИ. И быть, в полном соответствии с формулой Богдана, «человеком, который будет вас контролировать». В ФГИ в частности, и в приватизации и управлении гос активами – в целом. Это смирение чиновника и в то же время готовность быть вторым, но первым, связаны с тем, что само пребывание его на нынешнем посту – незаконно. Трубаров попал в кресло и.о. главы с поста руководителя аппарата, тогда как по закону в это кресло мог попасть только заместитель председателя.

Гройсман провел назначение Трубарова в обмен на лояльность депутатской группы «Видродження». По просьбе одного из ее бенефициаров – Евгения Геллера. Сегодня – друга и партнера Коломойского. А в прошлом – казначея Партии регионов, легендарного главы бюджетного комитета, которому в здании этого комитета на улице Банковой из трех кабинетов строили покои. Делая уютные апартаменты с туалетом (отдельно прокладывалась канализация), душевой, комнатой отдыха, блэк-джеком и помощниками. Важного человека, который, если кто забыл, за Манафорта в амбарной книге расписывался.

В обойму Геллера Трубаров вошел еще в 2003 году, когда на посту начальника регионального отделения ФГИ по Донецкой области помогал отжимать «Укрсплаву» Геллера государственное ОАО «Укрцинк», обладавшее крупнейшими в Восточной Европе мощностями вторичной металлургии свинца и цинка. А в 2005 «Укрцинк» был успешно ликвидирован.

Подозреваем, что на аналогичные услуги Трубаров запрограммирован и в кейсе Центрэнерго. По крайней мере, кадровые перестановки в Набсовете Центрэнерго и наполнение его людьми Коломойского происходило под руководством Трубарова. Как сказал в своем интервью «Цензору» Коломойский, «Трубаров нормальный очень, кстати, парень, я его знаю». Боимся даже спросить, Игорь Валерьевич – откуда? Кто же вас с ним познакомил и при каких обстоятельствах?

Очень вероятно, что в государственном холдинге, куда войдут все государственные и коммунальные предприятия, о возможности создании которого 30 августа объявил премьер Гончарук, Трубаров будет играть очень существенную роль – роль рук Коломойского.

К слову, забрать госпредприятия у министерств в один холдинг – не ноу-хау наших очередных младореформаторов. С этой идеей последовательно носилось правительство Яценюка, а затем Гройсмана. А смысл возвращения к ней новой власти очень простой и находящийся в канве ее действий – централизовать и сосредоточить в одних руках потоки. Потому что в министерствах – опыт и специалисты, но много прилипает к рукам. А новая команда хочет получить все.

Интересно, что в том же комментарии, где идет речь монстре-холдинге, человек и самокат Гончарук говорит, что он – за «большую приватизацию». И «чем меньше государства в экономике, тем лучше». Не так быстро, Алексей. Похоже, вы не совсем понимаете свою роль. В отличие от не портящего борозды Трубарова. Который сказал очень мудрую фразу, подозреваем, авторства самого Коломойского: «За три года приватизацию сделать нельзя, но за пять – можно».

Совсем как в известном фильме.
– Степан, у гостя карета сломалась. Починить сможешь?
– За день сделаю.
– А за два?
– Можно и за два.
– А за пять?
– Трудновато, барин. Но ежели постараться, можно и за пять…
Вопрос тут только, выдержит ли Украина эти пять лет эпохи правды и щедрости.

Страсти